Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Компания продает программное обеспечение. Один из покупателей при оплате программного обеспечения в платежном поручении указал идентификатор государственного контракта (ИГК), который соответствует ИГК по государственному оборонному заказу (ГОЗ). Иные документы, касающиеся взаимоотношений сторон (договор, первичная учетная документация, переписка), не содержат каких-либо упоминаний о том, что данный договор заключен в рамках ГОЗ.
Считается ли компания, которая продала программное обеспечение, исполнителем, участвующим в поставках продукции по ГОЗ? Будут ли в вышеописанном случае правообладатели, у которых компания приобрела лицензию на поставку программного обеспечения третьим лицам (в том числе клиенту с платежкой с ИГК), исполнителями ГОЗ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация не может считаться исполнителем государственного оборонного заказа в том значении, какое вкладывает в это понятие законодательство. Тем более не становятся таковыми и ее контрагенты, включая правообладателей, предоставивших ей лицензии, использованные при исполнении рассматриваемого договора.
Обоснование вывода:
Идентификатор государственного контракта (далее - ИГК) по определению, данному в п. 13 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ), - уникальный номер, присваиваемый конкретному государственному контракту (далее также - госконтракт), заключаемому по государственному оборонному заказу (далее - ГОЗ), и подлежащий указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчетов по ГОЗ в рамках сопровождаемой сделки, то есть при расчетах по конкретному госконтракту, определенному его собственным уникальным ИГК, и всех контрактах, договорах, заключенных для исполнения этого госконтракта.
Согласно п. 6 ст. 3 Закона N 275-ФЗ под государственным контрактом в этом Законе подразумевается госконтракт, заключенный государственным заказчиком (далее - заказчик) с головным исполнителем на поставки продукции по ГОЗ. Договоры же, заключенные в письменной форме головным исполнителем с иным лицом - исполнителем или этим исполнителем с другими лицами, также именуемыми исполнителями, о поставке продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения ГОЗ, именуются контрактами (пп. 4, 7 ст. 3 Закона N 275-ФЗ). В силу п. 8 ст. 3 Закона N 275-ФЗ госконтракт и все контракты, заключенные в целях исполнения этого госконтракта между лицами, входящими в кооперацию, признаются сопровождаемыми сделками. В кооперацию же входят головной исполнитель, заключающий госконтракт с заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями (п. 4.1 ст. 3 Закона N 275-ФЗ), то есть фактически все лица, заключающие договоры, необходимые для исполнения конкретного госконтракта в рамках ГОЗ.
Из анализа приведенных положений, а также положений главы 3.1 Закона N 275-ФЗ, определяющей условия банковского сопровождения сделок в рамках выполнения ГОЗ, следует, что это сопровождение осуществляется с целью контроля над расходованием бюджетных средств, выделенных на выполнение каждого госконтракта в рамках ГОЗ, только для исполнения этого госконтракта, а указание ИГК в тексте госконтракта, контрактов и в платежных документах, равно как и ведение головным исполнителем, исполнителем раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, контракту (п. 18 ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ), является средством обеспечения осуществления такого контроля. При этом присвоение госконтракту ИГК и указание его в тексте такого госконтракта, а также включение в госконтракт условия об осуществлении расчетов по нему только с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке, являются обязанностями заказчика (пп. 5, 6 ст. 7 Закона N 275-ФЗ). В свою очередь, среди обязанностей головного исполнителя, исполнителей в рамках выполнения ГОЗ Закон N 275-ФЗ единообразно указывает на обязанность включения ИГК в контракты, заключаемые с исполнителями, и определения в таких контрактах обязательного условия об осуществлении расчетов с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке (пп. 4, 6 ч. 1 и пп. 4, 6 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ).
В связи с этим напомним, что порядок заключения контрактов - договоров, заключаемых любыми государственными заказчиками, в том числе в рамках ГОЗ, регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), согласно нормам которого контракт по общему правилу заключается по итогам конкурентной закупки, при проведении которой проект контракта прилагается к документации или к извещению о ее осуществлении (п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 34, чч. 1, 5 ст. 54, чч. 11, 14 ст. 78, ч. 17 ст. 83, чч. 2, 3, 7 ст. 83.2, ч. 4 ст. 91 Закона N 44-ФЗ). Этим положениям корреспондирует указание п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 275-ФЗ о том, что головной исполнитель уведомляет до заключения контрактов исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета. Аналогичная обязанность установлена и в отношении исполнителя (п. 3 ч. 2 ст. 8 Закона N 275-ФЗ).
Иными словами, непосредственно нормы Закона N 275-ФЗ, устанавливающие требования к банковскому сопровождению контрактов, налагают обязанности по внесению соответствующих ИГК условий в извещение и документацию о закупке и проект госконтракта только на заказчика, а другая сторона принимает на себя соответствующие обязательства в рамках гражданско-правовых отношений добровольно, подписывая такой госконтракт. В последующем же включение аналогичных условий в контракты, заключаемые головным исполнителем с исполнителями, указанными исполнителями с последующими исполнителями и так далее, осуществляется головным исполнителем в силу обязательств, принятых им на себя по госконтракту, исполнителями - в силу обязательств, принятых ими на себя по контрактам, содержащим соответствующие условия. В отсутствие указанных условий в госконтракте, контракте соответствующих обязанностей не возникает. Указание ИГК в платежном поручении таких обязанностей устанавливать не может.
При этом Закон N 275-ФЗ не требует от головного исполнителя, исполнителя осуществления закупок в целях выполнения ГОЗ только по договорам (контрактам), заключаемым во исполнение конкретного госконтракта, то есть образующих кооперацию головного исполнителя. Более того, существует и общее для головных исполнителей и исполнителей исключение (вне зависимости от предмета контракта, иных нюансов сделки) из правила расчетов только с использованием их поставщиками (подрядчиками, исполнителями) отдельных счетов. В соответствии с подп. "з" п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ допускается списание денежных средств с отдельного счета не на отдельный, а на обычный расчетный счет в целях оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более 5 млн рублей в месяц, а исполнителем - на сумму не более 3 млн рублей в месяц. Причем согласно ч. 6 ст. 8 Закона N 275-ФЗ требования подп. 3, 4, 6, 7 и 11 ч. 1 и пп. 2, 3, 4, 6, 7 и 12 ч. 2 ст. 8 этого Закона, определяющие вышеописанные обязанности головного исполнителя, исполнителя, не применяются в отношении заключаемых головным исполнителем, исполнителем контрактов, расчеты по которым осуществляются в соответствии с подп. "б", "б.1" и (или) "з" п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ.
Как разъяснено в письме Минобороны России, Минпромторга России и ФАС России от 18.07.2017 N 211/692нс, основания для квалификации расчетов участников ГОЗ с поставщиками товаров (работ, услуг) без использования последними отдельных счетов в случаях, предусмотренных положениями Закона N 275-ФЗ, как несоответствующих и (или) нарушающих действующее законодательство, отсутствуют.
Соответственно, не получив информации о заключении договора в рамках исполнения ГОЗ, не приняв на себя обязанности, следующие из включения в кооперацию головного исполнителя ввиду их отсутствия в договоре, организация и не стала исполнителем ГОЗ в том значении, какое вкладывает в это понятие Закон N 275. Тем более не становятся таковым и ее контрагенты, включая правообладателей, предоставивших ей лицензии, использованные при исполнении рассматриваемого договора.
Обязанности ведения раздельного учета иными нормами законодательства также не предусмотрено. Так, в п. 2 ст. 274 НК РФ установлено, что налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Например, ведение раздельного учета для целей налогообложения предусмотрено при осуществлении налогоплательщиком операций в рамках целевого финансирования, целевых поступлений, при осуществлении расходов на освоение природных ресурсов, при применении пониженных ставок налога и др. обстоятельствах (подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 2 ст. 251, п. 4 ст. 261, ст. 284, 321, 332 НК РФ). Поставки продукции в целях исполнения ГОЗ в качестве самостоятельного основания для ведения раздельного учета доходов (расходов) положениями главы 25 НК РФ не предусмотрено.
Полагаем, что в данном случае заказчик приобретает результаты выполненных организацией работ именно на основании положений подп. "з" п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона N 275-ФЗ. Указание им ИГК в платежном поручении может быть связано либо с желанием иметь максимально прозрачную отчетность об использовании денежных средств, полученных им по госконтракту, либо с ошибочным восприятием норм, не подлежащих в данном случае применению, как обязательных и в этом случае (подп. "б", "в" п. 6 Правил осуществления в 2023 году банковского сопровождения при казначейском сопровождении средств (утверждены постановлением Правительства РФ от 15.02.2023 N 224)).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
5 июня 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.