Передача автомобиля в воинскую часть для нужд СВО: НДС, УСН, бухгалтерские записи
Организация применяет УСН (доходы минус расходы), имеет желание поддержать участников СВО покупкой автомашины в пределах 1 000 000 рублей по безналичному расчету. Приобрести автомобиль и отправить в зону СВО. Какие бухгалтерские проводки необходимо сделать? Каково документальное оформление сделки? Каков порядок налогообложения?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В бухгалтерском учете операции по передаче автомобиля следует учитывать с использованием счета 91 Прочие расходы.
Расходы на покупку машины не учитываются в целях налогообложения.
При передаче машины в воинскую часть объекта обложения НДС не возникает.
Передачу следует оформить соответствующим договором, в котором желательно предусмотреть целевое использование машины на уставную деятельность части и первичным документом, например накладной.
Обоснование позиции:
Бухгалтерский учет
Для целей бухгалтерского учета объект, подлежащий учету, классифицируется в соответствии с установленными определениями видов активов и критериями признания их. По общему правилу указанная классификация производится первоначально при признании объекта в бухгалтерском учете (смотрите Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2006 год, утвержденные письмом Минфина России от 19.12.2006 N 07-05-06/302).
При принятии к бухгалтерскому учету имущества в качестве актива определенного вида организации следует руководствоваться критериями (условиями), установленными соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (письмо Минфина России от 08.09.2009 N 03-05-05-01/54).
Критерии для учета актива в составе основных средств определены в п. 4 ФСБУ 6/2020 "Основные средства".
В частности, для целей бухгалтерского учета объектом основных средств считается актив, предназначенный для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг и способный приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Приобретенный для передачи в военную часть автомобиль не предназначен для использования в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже организацией продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, а также не способны приносить экономические выгоды (доход) в будущем.
В этой связи мы не видим оснований для учета данного объекта в составе основных средств.
Требования к бухгалтерскому учету запасов установлены ФСБУ 5/2019 "Запасы" (далее - ФСБУ 5/2019).
На наш взгляд, ценности, приобретенные организацией специально для передачи в качестве материальной помощи, не могут рассматриваться в качестве актива организации и учитываться в составе материально-производственных запасов (материалов, товаров), так как они не предназначены для потребления или продажи в рамках обычного операционного цикла организации (п. 3 ФСБУ 5/2019 Запасы).
Данный подход согласуется с понятием актива, приведенном в п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997 (далее - Концепция), в соответствии с которым активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. В свою очередь, согласно п. 8.3 Концепции актив признается в бухгалтерском балансе, когда есть вероятность получения организацией экономических выгод в будущем от него и когда его стоимость может быть измерена с достаточной степенью надежности. Очевидно, что имущество, изготовленное для безвозмездной передачи, не принесет организации экономической выгоды.
С учетом сказанного, мы не видим оснований для учета автомобиля в составе запасов. На наш взгляд, в учете организации могут быть сделаны следующие записи:
Дебет 60, Кредит 51 - произведена оплата машины;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы", Кредит 60 - стоимость машины учтена в составе прочих расходов.
Если между приобретением автомобиля и его передачей на цели СВО имеется временной разрыв, то с целью обеспечения контроля за сохранностью такого имущества до момента перехода права собственности к получателю можно организовать его учет на отдельном забалансовом счете, например 012:
Дебет 012
- учтен автомобиль;
Кредит 012
- автомобиль передан в часть.
Для передачи машины возможно использовать накладную. За основу можно принять форму N ТОРГ-12 "Товарная накладная", утвержденную постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
При этом из буквального прочтения п. 5 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (альтернативность обозначена союзом "или") можно сделать вывод, что указание в документе на передачу автомобиля величины денежного измерения факта хозяйственной жизни не является обязательным. Поэтому считаем, что указания в накладной стоимости машины и суммы НДС в обязательном порядке не требуется.
НДС
В целях исчисления НДС передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией и является объектом налогообложения НДС (п. 1 ст. 39 НК РФ, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
При этом нужно учитывать, что согласно подп. 3 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения НДС операции по передаче имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.
Согласно Положению о Министерстве обороны РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Минобороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны. Одновременно оно выступает органом управления Вооруженными Силами РФ. В структуру Минобороны входят центральные органы военного управления и иные подразделения. Согласно п. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон об обороне) воинская часть Вооруженных Сил РФ как юридическое лицо создается в форме федерального бюджетного учреждения.
Из п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пп. 1, 2 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ следует, что бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями.
Соответственно, в случае, если автомобиль будет передаваться в воинскую часть на осуществление ее основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, данные операции не будут признаваться объектом налогообложения НДС и, соответственно, облагаться данным налогом. При этом нужно учитывать, что передача некоммерческой организации имущества для использования одновременно при осуществлении как основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, так и предпринимательской деятельности, подлежит налогообложению НДС (письмо Минфина России от 20.04.2016 N 03-11-06/2/25405).
Вывод о том, что подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ распространяется на операции по передаче имущества в воинскую часть, косвенно подтверждается письмом Минфина от 13.03.2023 N 03-13-07/20681.
Перечня документов, необходимых для применения подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ, законом не установлено. Соответствующих официальных разъяснений и материалов судебной практики нами не обнаружено.
Из буквального толкования приведенной нормы, на наш взгляд, следует, что для ее применения организации в данном случае достаточно документально подтвердить статус получателя (воинская часть) и цель передачи имущества (на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью). Статус получателя будет подтверждаться договором на передачу автомобиля, в котором возможно предусмотреть и их целевое использование (п. 3 ст. 582 ГК РФ).
Помимо этого, подп. 40 п. 2 ст. 149 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ имущества физическому лицу, доходы от получения которого у данного физического лица подлежат освобождению от налогообложения НДФЛ по п. 93 ст. 217 НК РФ.
Из взаимосвязанных положений п. 93 ст. 217 НК РФ следует, что освобождение от налогообложения применяется в отношении лиц:
- призванных на военную службу по мобилизации;
- проходящих военную службу по контракту, заключенному в соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
- заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на ВС РФ),
- являющихся членами семей указанных выше граждан.
Соответственно, если автомобиль будет передан конкретному физическому лицу участнику СВО, операция по такой передаче облагаться НДС не будет.
Кроме того, не подлежит обложению НДС передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Закон N 135-ФЗ), за исключением подакцизных товаров (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, письмо Минфина России от 27.07.2020 N 03-03-07/65327). Однако для применения освобождения от обложения НДС должны быть соблюдены требования, предусмотренные ст. 2 и 5 Закона N 135-ФЗ (смотрите письма МНС РФ от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15, УФНС России по Московской области от 14.09.2006 N 21-22-И/1096).
Если получателем товаров, указанных в абзаце первом подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, является организация, то документами, подтверждающими право на освобождение от НДС, являются:
- договор или контракт о безвозмездной передаче налогоплательщиком товаров;
- акт приема-передачи товаров или иной документ, подтверждающий передачу налогоплательщиком товаров (смотрите также письмо Минфина России от 27.07.2020 N 03-03-07/65327).
Если же получателем благотворительной помощи является физическое лицо, то, по нашему мнению, целесообразно иметь документ, подтверждающий фактическое получение этим лицом товаров.
В данном случае передача осуществлена исполнительному органу государственной власти субъекта РФ (местной администрации). При этом существует мнение, что в этом случае может быть применена норма подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ (смотрите, например, материал: Вопрос: Передача движимого имущества органу местного самоуправления по договору пожертвования: налог на прибыль, НДС, бухгалтерский учет (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2022 г.)).
УСН
Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, указанные в п. 1 этой статьи, принимаются при расчете налога по УСН при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. В силу п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). В свою очередь, п. 16, п. 34 ст. 270 НК РФ установлен прямой запрет на признание при расчете налоговой базы по налогу на прибыль расходов в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав), а также расходов, связанных с такой передачей, за исключением случаев, предусмотренных главой 25 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 17.12.2021 N 03-03-06/1/103267, от 12.02.2020 N 03-03-06/1/9419, от 27.12.2019 N 03-03-07/102491, от 04.04.2018 N 03-03-06/1/21862).
Между тем, согласно подп. 43 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при расчете налоговой базы при УСН могут быть учтены расходы в виде безвозмездно переданных денежных средств и (или) иного имущества, указанных в п. 93 ст. 217 НК РФ.
Так как передача автомобиля осуществляется воинской части, а не лицам, перечисленным в п. 93 ст. 217 НК РФ, то, по нашему мнению, подп. 43 п. 1 ст. 346.16 НК РФ организацией не применяется, и, следовательно, расходы, связанные покупкой машины, в целях налогообложения не учитываются.
В заключение напомним о возможности обратиться за разъяснениями в Минфин России или налоговый орган (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 1 ст. 34.2 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Обратиться в налоговый орган за разъяснениями возможно на сайте ФНС России: https://www.nalog.ru/rn77/service/obr_fts/other/ul/. Кроме того, для получения консультации можно позвонить по единому номеру: 8 (800) 222-2222 (письмо ФНС России от 09.09.2021 N КВ-3-14/6138@).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
20 февраля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
