Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки По результатам электронного аукциона заказчик заключил контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги с условием об исполнении в два этапа. Сроки обоих этапов исполнения работ закончились 25.08.2023. Работы, предусмотренные контрактом, выполнены на 20%. Подрядчик не представил ни одного акта о выполненной работе. Гарантии, что подрядчик выполнит работы в полном объеме до наступления неблагоприятных климатических условий, нет. Претензионная работа ведется. Подрядчик не реагирует на действия заказчика. Что следует предпринять заказчику?

По результатам электронного аукциона заказчик заключил контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги с условием об исполнении в два этапа. Сроки обоих этапов исполнения работ закончились 25.08.2023. Работы, предусмотренные контрактом, выполнены на 20%. Подрядчик не представил ни одного акта о выполненной работе. Гарантии, что подрядчик выполнит работы в полном объеме до наступления неблагоприятных климатических условий, нет. Претензионная работа ведется. Подрядчик не реагирует на действия заказчика. Что следует предпринять заказчику?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Заказчик в рассматриваемой ситуации вправе инициировать расторжение контракта в одностороннем порядке при условии, что такая возможность контрактом предусмотрена. Если же контракт соответствующего условия не содержит, заказчик вправе обратиться за расторжением в суд. Вплоть до дня расторжения контракта заказчику следует начислять за просрочку исполнения контракта подрядчиком пени, кроме того, в случае расторжения контракта с подрядчика может быть взыскан штраф. 

Обоснование вывода:

1. По общему правилу, предусмотренному ст. 309, 310 ГК РФ, на нормах которого основывается Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, смотрите ч. 1 ст. 2 этого Закона), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Это правило применяется и к обязательствам, возникшим из договоров (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 307.1 ГК РФ), которым является и контракт, заключенный в соответствии с Законом N 44-ФЗ (пп. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 этого Закона).

Согласно ч. 8, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом*(1). Согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ в случае, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Пунктом 3 ст. 708 ГК РФ предусмотрено, что указанные в п. 2 ст. 405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков. В свою очередь, п. 2 ст. 405 ГК РФ указывает, что в случае, если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков. Также п. 2 ст. 715 ГК РФ определено, что в случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Соответственно, поскольку в рассматриваемом случае подрядчик нарушил все сроки выполнения работ и заказчику очевидно, что работы по контракту уже не будут выполнены к критическому для выполнения данных работ климатическому периоду времени, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при условии, что такая возможность предусмотрена контрактом. Если же условиями контракта не предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта, заказчик вправе обратиться за расторжением в суд (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

2. Порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронных процедур (к которым относится и электронный аукцион - ч. 3 ст. 24 Закона N 44-ФЗ), закрытых электронных процедур, предусмотрен частью 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

  • заказчик с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС) формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте ЕИС (п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
  • решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС автоматически с использованием ЕИС направляется контрагенту. Датой поступления контрагенту решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен контрагент (п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
  • поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ)*(2). При этом такой датой, как следует из ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, является дата размещения соответствующего решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен контрагент (поставщик, подрядчик, исполнитель по контракту).

Следует учитывать, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, не вступившее в силу, в соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления контрагента о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта подрядчик устранит нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (при наличии таких затрат).

Иными словами из ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что для устранения нарушений условий контракта (выполнения работ по контракту в рассматриваемом случае) у контрагента есть десять дней с даты его надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта (смотрите также п. 4 письма Минфина России от 06.05.2021 N 24-06-08/34950). В силу ч. 14.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае отмены заказчиком не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в ЕИС в соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием ЕИС извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в ЕИС. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое извещение не размещается на официальном сайте ЕИС.

Если же решение об одностороннем отказе заказчика не будет отменено в вышеуказанном порядке, в день вступления его в силу заказчик должен направить в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, обращение о включении информации о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) (ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Также отметим, что пени за просрочку исполнения обязательств по контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения государственного (муниципального) контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы*(3). 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Расторжение контракта по Закону N 44-ФЗ;
  • Энциклопедия решений. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ;
  • Вопрос: Правомерен ли односторонний отказ заказчика от исполнения договора подряда, если подрядчик нарушает сроки выполнения работ? Правомерно ли требование заказчика о взыскании убытков, возникших у него в результате оплаты экспертизы проектной документации, по которой получено отрицательное заключение? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2021 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна 

Ответ прошел контроль качества 

30 августа 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Также отметим, что поскольку в силу ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение при проведении электронного аукциона должно содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со ст. 95 Закона N 44-ФЗ (п. 20 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ), соответственно, право на односторонний отказ от исполнения контракта одновременно должно быть указано в извещении и проекте контракта. Отсутствие в извещении о проведении закупки информации о возможности одностороннего расторжения договора фактически не позволяет заказчику в дальнейшем реализовать право на односторонний отказ, даже если оно предусмотрено условиями контракта, поскольку заказчик не сможет надлежащим образом уведомить поставщика о таком расторжении на официальном сайте ЕИС и соответствующее решение не вступит в силу. Подробнее об этом смотрите в ответе на Вопрос: Каким образом расторгнуть контракт в связи с нарушением поставщиком условий контракта, если в извещении ошибочно не указана возможность расторжения контракта в одностороннем порядке? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2023 г.)

*(2) Закон N 44-ФЗ не устанавливает специальных по сравнению с ГК РФ правил исчисления сроков. Поскольку этот закон основывается в том числе и на положениях ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), необходимо в том числе учитывать положения ГК РФ о порядке исчисления сроков. Указанные положения предусматривают, во-первых, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ), а во-вторых, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ). Критерии отнесения дней к рабочим и нерабочим не устанавливаются Гражданским кодексом РФ, они содержатся в Трудовом кодексе РФ. Часть вторая ст. 111 ТК РФ устанавливает, что общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд. В правоприменительной практике в качестве второго выходного дня по общему правилу рассматривается суббота (смотрите, например, постановление Шестнадцатого ААС от 28.06.2011 N 16АП-1091/11).

*(3) Верховный Суд РФ специально выпустил разъяснения о том, что возможность одновременного взыскания штрафа и пеней возникает в отношениях, регулируемых нормами Закона N 44-ФЗ: если просрочка контрагентом исполнения его обязательств повлекла односторонний отказ заказчика от исполнения контракта (п. 36 Обзора ВС РФ от 28.06.2017).