Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Между заказчиком и подрядчиком в апреле 2022 года был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по реконструкции. Указанным контрактом предусмотрено два этапа выполнения работ в 2022-2023 годах. В июне подрядчиком выполнен расчет увеличения стоимости контракта по постановлению Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315. В августе 2022 года получено положительное заключение проверки сметной стоимости. В связи с отсутствием дополнительного финансирования заказчик не согласовал увеличение стоимости работ по контракту. В марте 2023 года подрядчик повторно обратился к заказчику с просьбой увеличить непринятые работы, предусмотренные вторым этапом, согласно положительному заключению 2022 года. Имеет ли право заказчик увеличить стоимость контракта на основании положительного заключения, полученного в 2022 году, при этом применить коэффициент увеличения стоимости еще на не принятые работы по второму этапу, или подрядчику необходимо выполнить новый расчет увеличения сметной стоимости в 2023 году с последующим получением положительного заключения экспертизы?

Между заказчиком и подрядчиком в апреле 2022 года был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по реконструкции. Указанным контрактом предусмотрено два этапа выполнения работ в 2022-2023 годах. В июне подрядчиком выполнен расчет увеличения стоимости контракта по постановлению Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315. В августе 2022 года получено положительное заключение проверки сметной стоимости. В связи с отсутствием дополнительного финансирования заказчик не согласовал увеличение стоимости работ по контракту. В марте 2023 года подрядчик повторно обратился к заказчику с просьбой увеличить непринятые работы, предусмотренные вторым этапом, согласно положительному заключению 2022 года. Имеет ли право заказчик увеличить стоимость контракта на основании положительного заключения, полученного в 2022 году, при этом применить коэффициент увеличения стоимости еще на не принятые работы по второму этапу, или подрядчику необходимо выполнить новый расчет увеличения сметной стоимости в 2023 году с последующим получением положительного заключения экспертизы?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Изменение муниципального контракта в соответствии непосредственно с упомянутым в вопросе постановлением неправомерно.

Местная администрация вправе принять собственный нормативный акт, регулирующий порядок изменения муниципальных строительных контрактов в соответствии с положениями закона и указанного постановления. 

Обоснование позиции:

По общему правилу, предусмотренному ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При этом положения ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ распространяются на все контракты, способ осуществления закупки значения не имеет (письмо Минфина России от 21.06.2017 N 24-05-08/38833).

В качестве одного из таких случаев п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность изменить по соглашению сторон существенные условия заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого, в частности, является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - строительный контракт), если при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Общий порядок внесения в контракт таких изменений установлен указанной нормой Закона N 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 (далее - Постановление N 1186).

В совместном письме Минфина России, Минстроя России и ФАС России от 10.06.2021 NN 24-06-06/45785, 24044-АП/09, ПИ/47490/21 также разъяснено, что указанные в п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ "независящие от сторон контракта обстоятельства" предполагают открытый перечень обстоятельств, в том числе изменение стоимости позиций ценообразующих строительных ресурсов, если указанное изменение возникло по независящим от сторон контракта обстоятельствам. При этом по общему правилу существенные условия строительного контракта, в том числе цена такого контракта, могут быть изменены в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ при одновременном соблюдении совокупности условий, предусмотренных им, то есть в том числе и срока действия - один год и более (смотрите письма Минфина России от 24.03.2020 N 24-03-07/23076, от 29.06.2020 N 24-03-08/56008, от 27.07.2020 N 24-03-07/65360).

Вместе с тем в связи с существенным ростом в 2021 году стоимости строительных ресурсов был принят ряд мер, в том числе правового характера, направленных на поддержку заказчиков и подрядных организаций в сложившихся экономических условиях. В частности, в законодательство была введена ч. 70 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, согласно которой в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, в 2021-2023 годах положения п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ также применяются к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. На основании данной нормы и было принято постановление Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1315) (смотрите также материал: Информация ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 23.08.2021 "Главгосэкспертиза создала портал по Порядку изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов"). Особо отметим, что ч. 70 ст. 112 Закона N 44-ФЗ и Постановление N 1315 устанавливают только временно применяемые особенности применения п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (смотрите также письмо Минстроя России от 01.03.2022 N 7797-ИФ/09), изменение условий контракта в любом случае осуществляется на основании последнего пункта.

Особо обратим внимание на то, что положения Постановления N 1315 распространяются на случаи исполнения контракта для обеспечения федеральных нужд, что следует из п. 2 данного постановления, и на заказчиков, указанных в специальном перечне (приложение к Постановлению N 1315). При этом, исходя из содержания п. 3 Постановления N 1315, положения этого постановления не распространяются на региональных и муниципальных заказчиков (смотрите также, например, решение УФАС по Челябинской области от 24.08.2021 N 074/06/104-2200/2021).

Соответственно, изменение муниципального контракта в соответствии непосредственно с Постановлением N 1315 неправомерно и может повлечь для должностных лиц заказчика привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

Вместе с тем следует иметь в виду, что п. 3 Постановления N 1315 Правительство РФ рекомендует высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, местным администрациям принять меры, обеспечивающие возможность изменения (увеличения) цены строительного контракта, контракта на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд соответственно, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с учетом положений данного Постановления. На это обращается внимание в вышеназванном письме Минстроя России от 01.03.2022 N 7797-ИФ/09.

Отсюда следует вывод, что местная администрация вправе принять собственный нормативный акт, призванный урегулировать порядок изменения муниципальных строительных контрактов в соответствии с положениями ч. 70 ст. 112 Закона N 44-ФЗ и Постановления N 1315.

Необходимость проведения повторной государственной экспертизы проектной документации, проводимой в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, непосредственно Постановлением N 1315 установлена только для случаев, когда размер цены контракта составляет или превышает 100 млн рублей, в остальных случаях изменение (увеличение) цены контракта (повторимся, для федеральных заказчиков) определяется в порядке, установленном приказом Минстроя России (абзац четвертый подп. "а" п. 2 Постановления N 1315). В связи с этим в п. 45(14) постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (в редакции постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2594) установлен порядок проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в отношении строительных контрактов с ценой 100 млн рублей и более, заключенных до 1 января 2022 года, в отношении объектов, указанных в п. 2 этого постановления.

Из сказанного выше в совокупности следует, что местная администрация вправе установить собственным нормативным актом порядок изменения муниципальных строительных контрактов, полностью аналогичный описанному в Постановлении N 1315 или с установлением особенностей, в том числе предусматривающих необходимость проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности сметной стоимости строительства, для контрактов с меньшей ценой. В случае, если местная администрация не потребует прохождения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности сметной стоимости строительства, заказчик и подрядчик вправе согласовать увеличение цены в соответствии с любым расчетом, осуществленным на момент, согласованной сторонами, поскольку каких-либо требований на этот счет законодательством не предусмотрено. Со своей стороны полагаем, что из соображений логики и здравого смысла расчет должен быть составлен на момент фактического несения повышенных затрат. То есть если расходы были осуществлены подрядчиком в августе 2022 года - расчет должен быть осуществлен именно на этот момент. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий 

Ответ прошел контроль качества 

15 марта 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.