Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки В контракте в качестве предмета указано выполнение работ по установке системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств подачи тревожных сообщений. Однако фактически по этому контракту выполнялись работы по демонтажу ранее установленного у заказчика оборудования и монтажу на новом месте в помещениях заказчика, то есть не установка, а переустановка оборудования. Можно ли изменить предмет контракта, заключенного бюджетным учреждением в соответствии с Законом N 44-ФЗ путем проведения закупки малого объема через электронный магазин, заменив в предмете контракта слово "установка" на "переустановка" и код бюджетной классификации?

В контракте в качестве предмета указано выполнение работ по установке системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств подачи тревожных сообщений. Однако фактически по этому контракту выполнялись работы по демонтажу ранее установленного у заказчика оборудования и монтажу на новом месте в помещениях заказчика, то есть не установка, а переустановка оборудования. Можно ли изменить предмет контракта, заключенного бюджетным учреждением в соответствии с Законом N 44-ФЗ путем проведения закупки малого объема через электронный магазин, заменив в предмете контракта слово "установка" на "переустановка" и код бюджетной классификации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Изменение сторонами предмета контракта, в том числе при осуществлении закупок малого объема у единственного подрядчика, не допускается.
Однако изменение наименования работ при сохранении неизменным их содержания и прав и обязанностей сторон контракта не является изменением предмета контракта и вообще изменением его условий. Тем более это касается сведений о коде бюджетной классификации, не являющихся условиями контракта.
Окончательный ответ о допустимости внесения таких изменений в контракт может дать только суд с учетом всех фактических обстоятельств.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) бюджетные учреждения по общему правилу осуществляют закупки с соблюдением требований, установленных указанным Законом. В частности, ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Под термином "контракт" Закон N 44-ФЗ понимает любые гражданско-правовые договоры, заключаемые в соответствии с требованиями этого Закона, в том числе бюджетными учреждениями (п. 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). При этом ни ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, ни другие нормы данного Закона не содержат положений, исключающих ее применение к определенным контрактам в зависимости от способа их заключения. Следовательно, она распространяется на любые гражданско-правовые договоры (контракты), заключенные бюджетным учреждением, в том числе и те, которые заключены им с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее также - контрагент) на основании положений п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в том числе с использованием электронной площадки. Аналогичные по сути разъяснения даны в письме Минэкономразвития РФ от 08.07.2015 N Д28И-2064.
В силу ст. 432 ГК РФ, на положениях которого основывается в том числе Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), условия о предмете договора являются существенными. При этом из анализа положений ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ следует, что изменение сторонами предмета контракта в случае заключения контракта на выполнение приведенных в вопросе работ, в том числе при осуществлении закупок малого объема у единственного подрядчика, не допускается.
Вместе с тем отметим, что содержание предмета гражданско-правового договора устанавливается исходя из совокупности его условий, которые необходимы для исполнения конкретного обязательства. Согласно ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. При этом содержание такой работы и ее результат определяются заданием заказчика, в котором определяется, какие именно работы выполняются, каким способом, из каких материалов, объем таких работ и их результат (ст. 702, 703 ГК РФ). По смыслу приведенных норм этот документ фактически определяет содержание работ по договору, то есть его предмет. Исходя из этого, по нашему мнению, изменение наименования работ при сохранении неизменным их содержания само по себе никак не влияет на права и обязанности сторон контракта, не имеет значения в целях его исполнения, является по существу техническим действием и не влечет изменение условий контракта*(1). То же касается сведений о коде бюджетной классификации (далее - КБК), которые не согласовываются сторонами, не зависят от их воли, носят информационный характер и могут не включаться в контракт*(2).
Таким образом, на наш взгляд, учитывая, что изменение информации о КБК, за исключением его указания в составе идентификационного кода закупки, и о наименовании работ при условии, что новая формулировка имеет целью приведение его в соответствие с заданием заказчика и не влечет изменение содержания работ, не является изменением условий контракта. Соответственно, заключение дополнительного соглашения, корректирующего эту информацию, не противоречит Закону N 44-ФЗ, хотя, как нам представляется, внесение таких корректировок в контракт не является необходимым.
Вместе с тем вопрос о допустимости внесения указанных изменений в контракт требует проведения правовой экспертизы документов. Поэтому мы не можем полностью исключить риск наступления неблагоприятных последствий в связи с заключением такого соглашения. При возникновении спора окончательный ответ о правомерности внесения соответствующих изменений в контракт может дать только суд с учетом всех фактических обстоятельств.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Вопрос: Изменение источника финансирования при оплате контракта, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

25 ноября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее об этом смотрите в следующем материале:
- Вопрос: Казенное учреждение заключило гражданско-правовой договор, а не муниципальный контракт по итогам открытого аукциона в электронной форме. Вправе ли оно было так поступить? Если нет, то как выйти из данной ситуации? Можно ли путем принятия дополнительного соглашения изменить наименование контракта с "Выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство детского сада по улице... в городе..." на "Строительство объекта: "Детский сад на 280 мест по улице... в городе..."? Нужно ли менять наименование работ в приложениях к контракту (техническое задание, смета, пояснительная записка), если вышесказанное правомерно? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2014 г.)
*(2) Подробнее об этом смотрите в следующем материале:
- Вопрос: КБК, указанный учредителем бюджетного учреждения (заказчик) в документах на предоставление субсидии, отражается в плане-графике заказчика и в каждом контракте. Возникла необходимость изменить КБК по контракту, заключенному с единственным поставщиком на стадии оплаты по контракту. Работы по контракту уже выполнены и акты выполненных работ подписаны. Можно ли внести изменения в план-график в части уточнения КБК источника финансирования, а также внести изменения в контракт? Установлена ли ответственность заказчика за неверное указание КБК в плане-графике, за несовпадение КБК, указанных в плане-графике и в контракте? Можно ли не указывать КБК в контракте? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2014 г.)