Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки 27 июля 2021 года в соответствии с Законом N 44-ФЗ бюджетное учреждение заключило договор о поставке верхней одежды. Согласно п. 3.1 контракта обязательство по поставке товара должно быть исполнено поставщиком в срок не позднее 20.09.2021. Часть товара была поставлена 20.09.2021, что подтверждается актом приемочной комиссии от 20.09.2021. Однако часть поставленных товаров не была принята в связи с ненадлежащим качеством. 27 октября 2021 года поставщик допоставил товар. Как рассчитать пеню? На какой счет заказчика должна быть перечислена пеня? Может ли заказчик использовать полученную сумму пени самостоятельно, или он должен перечислить ее в бюджет?

27 июля 2021 года в соответствии с Законом N 44-ФЗ бюджетное учреждение заключило договор о поставке верхней одежды. Согласно п. 3.1 контракта обязательство по поставке товара должно быть исполнено поставщиком в срок не позднее 20.09.2021. Часть товара была поставлена 20.09.2021, что подтверждается актом приемочной комиссии от 20.09.2021. Однако часть поставленных товаров не была принята в связи с ненадлежащим качеством. 27 октября 2021 года поставщик допоставил товар. Как рассчитать пеню? На какой счет заказчика должна быть перечислена пеня? Может ли заказчик использовать полученную сумму пени самостоятельно, или он должен перечислить ее в бюджет?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При расчете пени должна учитываться стоимость лишь той части товара, которая не была принята 20.09.2021 и была поставлена только 27.10.2021.
Полученная бюджетным учреждением сумма пени является собственным доходом учреждения и подлежит отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее также - контрагент) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Аналогичное правило установлено п. 10 Правил определения размера штрафа (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Формулы, в соответствии с которой должна рассчитываться пеня, Правилами не установлено. Не предусмотрен Правилами и порядок расчета пени в случае исполнения обязательств по частям (с различными периодами просрочки).
Ни в ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, ни в п. 10 Правил не указано, что при расчете пени цена контракта в целях расчета пени пропорционально уменьшается только на сумму тех обязательств, которые фактически исполнены контрагентом в предусмотренный контрактом срок.
Учитывая это обстоятельство, а также то, что по своей правовой природе контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, является гражданско-правовым договором (п. 3 ч. 1 ст. 1 этого Закона), полагаем, при расчете пени в подобных ситуациях необходимо учитывать положения ГК РФ, на которых в том числе основывается законодательство о контрактной системе в сфере закупок (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ).
На этом же основании к отношениям, возникшим из контракта, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ, применимо разъяснение, содержащееся в п. 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7, согласно которому день фактического исполнения нарушенного обязательства включается в период расчета неустойки.
По смыслу ст. 423, 1102 ГК РФ обязательственные правоотношения, регулируемые гражданским законодательством, основаны на принципах возмездности и эквивалентности, недопустимости неосновательного обогащения (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 19.01.2010 N 13966/09).
Неустойка (штраф, пеня) является одним из способов обеспечения исполнения обязательств и представляет собой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Как следует из п. 1 ст. 329, п. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойка как мера гражданско-правовой ответственности имеет компенсационный характер: она призвана компенсировать кредитору убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательства должником.
Согласно п. 1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство. В частности, в силу п. 5 ст. 454, ст. 458, ст. 506, п. 1 ст. 509, ст. 513 ГК РФ обязанность поставщика по поставке товара считается исполненной в момент передачи товара надлежащего качества покупателю. Это относится и к контрактам на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 525 ГК РФ).
Начисление подрядчику пени на общую сумму контракта, без учета частичного исполнения, противоречит принципу юридического равенства, предусмотренного п. 1 ст. 1 ГК РФ, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, таким образом, причитается компенсация не только за неисполненное обязательство, но и за обязательство, которое было выполнено надлежащим образом. Учитывая изложенное, а также вышеприведенную формулировку ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, которая прямо предусматривает, что при начислении пени не учитывается сумма, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных контрагентом*(1), на наш взгляд, в приведенной ситуации правомерным является расчет пени исходя из стоимости лишь той части товара, которая была передана заказчику с нарушением предусмотренного контрактом срока.
Приведем условный пример расчета пеней за просрочку поставки части товара.
Контракт заключен на поставку 100 единиц товара стоимостью 15 000 руб. за единицу на общую сумму 1 500 000 руб.
Поставщик обязан поставить товар по 20.09.2021, однако часть поставленного товара на сумму 700 000 рублей не была принята заказчиком и была допоставлена с нарушением предусмотренного контрактом срока, а именно 27.10.2021.
Расчет пеней производится по формуле:
П = (Ц - В) х 1/300 с.р. х ДП, где:
П - размер пеней,
Ц - цена контракта,
В - сумма пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком,
1/300 с.р. - 1/300 ставки рефинансирования (ключевой ставки) на дату уплаты пеней*(2),
ДП - количество дней просрочки.
С 25.10.2021 ключевая ставка составляет 7,5% (смотрите информационное сообщение Банка России от 22.10.2021).
Рассчитаем сумму пени.
Период просрочки составляет (с 21.09.2021 до поставки всего предусмотренного контрактом количества товаров) - 37 дней. Размер пени за первый период просрочки составит 6475 руб ((1 500 000 руб. х 800 000 руб.) х 7,5% x 1/300 х 37))*(3).
Закон N 44-ФЗ не указывает, на какой именно счет заказчика подлежат уплате пени. Полагаем, что если в требовании об уплате пени не указаны соответствующие реквизиты, пени подлежат уплате на указанный в контракте счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Бюджетным законодательством предусмотрен целевой характер для средств субсидий, предоставляемых бюджетным учреждениям в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, но не доходов, которые эти учреждения могут получать в связи с использованием средств субсидий (письмо Минфина России от 26.09.2013 N 02-15-11/39907). Таким образом, штрафы, поступающие в бюджетные учреждения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, признаются собственными доходами этих учреждений, подлежат отражению по КФО 2, не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и расходуются в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 24.11.2014 N 02-06-10/59651, от 17.04.2013 N 02-06-10/13003, от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 20.09.2012 N 02-06-10/3831, от 20.12.2012 N 02-13-06/5292)*(4).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

28 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что правило о пропорциональном уменьшении цены контракта при расчете неустойки с учетом фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту было предусмотрено ранее действовавшим порядком расчета пени (смотрите показатель "В" формулы, указанной в п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063). Однако и в период действия указанных правил мы считали, что с позиции гражданского законодательства правомерным является порядок расчета пени применительно к каждому периоду просрочки, то есть учитывающий размер фактически исполненных обязательств (смотрите, например, Вопрос: По результатам электронного аукциона между учреждением (заказчик) и ООО (поставщик) заключен контракт на поставку канцелярских товаров от 16.05.2017 на сумму 157 972,00 руб. Контракт не предусматривает поэтапную поставку товара. Поставщик должен был поставить весь товар в течение пяти рабочих дней (то есть до 23 мая включительно). Но, нарушив сроки поставки, поставщик поставил часть товара на сумму 147 574,42 руб. 06.06.2017. Поставка остальной части товара была произведена 23.06.2017. Как рассчитать сумму пени, с учетом того, что предусмотренные контрактом обязательства исполнены частями с различными периодами просрочки? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2017 г.)).
*(2) Подчеркнем, что общий размер пеней зависит от ключевой ставки ЦБ на дату уплаты пеней. Поэтому если на момент уплаты пеней размер ключевой ставки будет изменен, скорректируется и сумма пеней. Здесь же отметим, что ни предусмотренная контрактом или фактическая дата исполнения обязательства, ни дата направления требования об уплате пени не имеют значения в целях определения ключевой ставки, исходя из размера которой должна исчисляться сумма пени, подлежащей уплате. Разумеется, заказчик, направляя контрагенту требование об уплате пени, не имеет возможности рассчитать размер пени, причитающейся с контрагента, поскольку не исключено, что на дату уплаты соответствующей суммы размер ключевой ставки будет изменен. Поэтому в требовании об уплате пени размер пени может быть определен лишь исходя из действующей ключевой ставки. Однако окончательно размер пени при добровольной ее уплате должен быть рассчитан контрагентом самостоятельно с учетом ключевой ставки, действующей на дату платежа. Аналогичный подход представлен и в судебной практике (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2021 г. N 11АП-17973/20). В случае же взыскания пени в судебном порядке, как разъяснено в п. 38 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.), за период до принятия решения суда ко всему периоду просрочки подлежит применению ставка на день вынесения решения. А при присуждении пени по день фактического исполнения обязательства расчет суммы пени, начисляемой после вынесения решения, по смыслу п. 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами, по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2020 г. N 09АП-23775/20 по делу N А40-212488/2019, оставленное без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 ноября 2020 г. N Ф05-15166/20).
*(3) Смотрите также: Калькулятор пеней, начисляемых поставщику.
*(4) Смотрите в связи с этим материалы:
- Вопрос: Какими проводками отразить удержание неустойки из оплаты по договору, производимой за счет субсидии на иные цели? Нужно ли перечислять эти средства в бюджет? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.)
- Энциклопедия решений. Отражение в учете учреждения расчетов по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба (счет 0 209 40 000) (для бюджетной сферы);
- Вопрос: Бюджетное учреждение предъявило поставщику пени за просрочку поставки товара по контракту. Оплата контракта произведена в полном объеме в рамках субсидии на иные цели (КФО 5). Надо ли перечислять сумму штрафных санкций в доход бюджета, или эти средства остаются в распоряжении учреждения? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2021 г.)