Новости и аналитика Правовые консультации Госзакупки Можно ли в 2021 году по соглашению сторон увеличить цену контрактов и договоров, заключенных в 2018 году в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ и от 18.07.2011 N 223-ФЗ, на размер ставки НДС в связи с повышением этой ставки с 01.01.2019 и распространить действие такого соглашения на ранее возникшие отношения?

Можно ли в 2021 году по соглашению сторон увеличить цену контрактов и договоров, заключенных в 2018 году в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ и от 18.07.2011 N 223-ФЗ, на размер ставки НДС в связи с повышением этой ставки с 01.01.2019 и распространить действие такого соглашения на ранее возникшие отношения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Изменение цены контракта, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ, после 1 октября 2019 года в связи с увеличением ставки НДС по соглашению сторон недопустимо. Цена заключенного в соответствии с Законом N 223-ФЗ договора может быть изменена по соглашению сторон, в случае если такое изменение не противоречит положениям заключенного договора и положению о закупках. При этом стороны вправе предусмотреть в таком соглашении условие о распространении его действия на ранее возникшие отношения.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что ни Гражданский кодекс РФ, ни основывающийся на его положениях Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (смотрите ч. 1 ст. 2 этого Закона), ни являющийся частью гражданского законодательства Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) (смотрите ч. 1 ст. 2 этого Закона) не определяют порядок формирования цены контракта (договора) в зависимости от режима налогообложения, применяемого контрагентом, и не предписывают указывать в контракте (договоре), что стоимость товаров, работ или услуг налогом на добавленную стоимость (НДС) не облагается или, напротив, определена с учетом этого налога. При этом необходимо учитывать, что в силу ст. 2 НК РФ, пп. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодательством. Соответственно, уплата тех или иных налогов, в том числе НДС, определяется налоговым законодательством, тогда как в рамках отношений между сторонами контракта, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ, а также договора, заключенного в соответствии с Законом N 223-ФЗ, следует руководствоваться гражданским законодательством. Именно основываясь на вышеизложенном принципе и следует рассматривать возможность изменения цены контракта (договора), заключенного в рамках вышеназванных законов о закупках.
В отношении контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, ситуация выглядит следующим образом.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Указанная норма содержит прямой запрет на изменение контракта при его заключении и исполнении в случаях, не предусмотренных ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ. При этом положения ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ распространяются на все контракты, способ осуществления закупки значения не имеет (смотрите письмо Минфина России от 21.06.2017 N 24-05-08/38833). Следовательно, поскольку Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможность заключения соглашения сторон об изменении цены контракта в случае увеличения ставки НДС после 1 октября 2019 года, внесение такого изменения в контракт по соглашению сторон после указанной даты недопустимо. Мнение о том, что сумма оплаты товаров (работ, услуг) по контракту должна быть оплачена победителю закупки в установленном контрактом размере, и уменьшение либо увеличение цены контракта на сумму НДС не производится, отражено, в частности, в письмах Минфина России от 20.11.2017 N 24-01-10/76771, от 16.11.2017 N 24-03-08/75962, от 21.09.2017 N 24-03-08/61212, от 26.08.2017 N 24-01-10/55970, от 05.09.2014 N 03-11-11/44793, Минэкономразвития России от 21.04.2017 N Д28и-1679, от 29.03.2017 N Д28и-1336). Этот подход отражен и в судебной практике (смотрите, например, постановление АС Московского округа от 10.02.2015 N Ф05-16932/14, где указывается, что изменение налоговых обязанностей контрагента не является основанием для изменения цены гражданско-правового договора).
В соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", с 1 января 2019 года размер ставки НДС повысился с 18 до 20%. В этой связи в качестве специального временного правила ч. 54 ст. 112 Закона N 44-ФЗ была установлена возможность изменения по соглашению сторон до 1 октября 2019 года цены контракта, заключенного до 1 января 2019 года. Такое изменение было возможно в рамках срока исполнения указанного контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года, если увеличенный размер ставки НДС не был предусмотрен условиями контракта.
В настоящее время указанное временное правило уже не действует, а потому увеличение цены контракта, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в связи с изменением ставки НДС с 1 января 2019 года недопустимо.
В отношении договоров, заключенных в соответствии с Законом N 223-ФЗ, ситуация выглядит практически противоположным образом.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров. Более того, из ч. 5 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ видно, что закон прямо предусматривает возможность изменения условий о цене такого договора, требуя от заказчика только размещения информации о таком изменении в единой информационной системе и в реестре договоров, заключенных заказчиками.
Как пояснили специалисты Минфина России в письме от 29.11.2018 N 24-01-07/86352, по соглашению сторон договора, заключенного в соответствии с Законом N 223-ФЗ, его цена может быть изменена в связи с повышением процентной ставки НДС, в случае если такое изменение не противоречит положениям соответствующего договора и положению о закупке.
Поскольку дополнительное соглашение к договору изменяет или прекращает гражданские права и обязанности по ранее заключенному договору, то оно само подпадает под понятие гражданско-правового договора, содержащееся в п. 1 ст. 420 ГК РФ, и к нему применяются те же правила, которые установлены законодательством в отношении договоров. Согласно п. 2 ст. 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Таким образом, цена заключенного в соответствии с Законом N 223-ФЗ договора может быть увеличена по соглашению сторон на размер НДС в связи с увеличением ставки по данному налогу, если такое изменение не противоречит положениям соответствующего договора и положения о закупках. При этом, по нашему мнению, стороны вправе предусмотреть в таком соглашении условие о распространении его действия на ранее возникшие отношения.
Отметим, что заказчик не обязан изменять условие договора о цене в связи с изменением размера ставки НДС (подробнее об этом читайте: Вопрос: Договор оказания услуг заключен в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". С 01.01.2019 произойдет увеличение ставки НДС с 18% до 20%. Как изменение ставки соотносится с договорными положениями о стоимости услуг/работ, если договор заключен на период с 01.01.2018 по 31.12.2020 (в договоре указано следующее: "Стоимость услуг составляет 118 рублей, в том числе НДС 18% в размере 18 рублей")? Обязан ли заказчик пересмотреть и изменить стоимость услуг пропорционально изменению ставки НДС с 01.01.2019? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2018 г.).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Муниципальный контракт подписан на сумму, определенную по результатам электронного аукциона. Заказчиком является муниципальное казенное учреждение г. Череповца. Подрядчик работает без НДС. В ходе исполнения контракта подрядчик переходит на общую систему налогообложения (с НДС). Необходимо ли в данном случае подписывать дополнительное соглашение с подрядчиком, меняя пункт контракта, в котором указана цена без НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2019 г.);
- Вопрос: Положениями Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 303-ФЗ) предусмотрено в том числе повышение с 01.01.2019 ставки НДС с 18 до 20%. Вправе ли бюджетное учреждение по просьбе поставщика увеличить цену заключенного в соответствии с Законом о закупках договора? (журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 1, январь 2019 г.);
- Энциклопедия решений. Переход на применение ставки НДС 20% с 2019 года;
- Энциклопедия решений. Учет НДС при определении цены контракта по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. О возможности распространения условий контракта по Закону N 44-ФЗ на отношения, возникшие до его заключения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

24 августа 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.