Относится ли замена магистральных кабельных линий, стоимость которой определена сметой, к капитальному или текущему ремонту? Необходимо ли для этого проведение проектно-изыскательких работ?
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение, подведомственное Министерству просвещения РФ, финансируется за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. Для осуществления работы по замене магистральных кабельных линий был произведен запрос цены работы. Поставщики представили локальные сметные расчеты для выполнения работ по замене магистральных кабельных линий. Планируемая сумма на выполнение работ составит 7,8 млн руб., в том числе: закупка материалов - 6 млн руб., непосредственное выполнение работ - 1,8 млн руб. Так как в Центре отсутствуют квалифицированные специалисты, а также специальное оборудование для осуществления работ своими силами, Центру необходимо закупить материалы и выполнение работ сторонней организации.
Если осуществлять закупку в рамках локального сметного расчета (материалы и работы) у одного поставщика, то работы будут являться работами текущего характера или капитального характера? Или Центру нужно закупить отдельно материалы и отдельно работы у специализированной организации? Нужно ли перед закупкой произвести также закупку проектно-изыскательских работ?
Поскольку данный вопрос в большей степени технический (строительный), чем юридический, предоставление однозначного ответа не представляется возможным. Обоснование технического характера вопроса и отражение юридической оценки ситуации в возможных пределах изложены ниже.
Прежде всего отметим, что понимание ситуации может осложняться также тем, что понятия "капитальный ремонт", "реконструкция", указанные в Градостроительном кодексе РФ (далее - ГрК РФ), не совпадают с понятиями "реконструкция", "капитальный ремонт", указанными в НК РФ. Кроме того, положения п. 2 ст. 257 НК РФ вводят дополнительные определения "достройка, дооборудование, модернизация объекта и другие", которые вообще не урегулированы градостроительным законодательством. В настоящем ответе мы рассмотрим вопрос отнесения работ к тому или иному виду (капитальному или текущему ремонту) с точки зрения градостроительного законодательства, поскольку именно данная информация необходима при заключении и исполнении соответствующего контракта (договора), в то время как применение норм НК РФ имеет значение на последующих этапах реализации контракта (договора) и имеет иные отличительные особенности.
Следует иметь в виду, что понятие "капитальный ремонт" определено Градостроительным кодексом РФ применительно к работам на объектах капитального строительства (далее также - ОКС): это здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства (объекты, строительство которых не завершено), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ст. 1 ГрК РФ). Понятие "текущего ремонта" Градостроительным кодексом РФ однозначно не определено, но может быть выведено из содержания ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ. Подзаконные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми работы могут быть отнесены к текущему или капитальному ремонту, должны применяться во взаимосвязи с положениями Градостроительного кодекса РФ (то есть в части, не противоречащей ему).
Представляется очевидным, что магистральные кабельные линии изо всех ОКС могут относиться только к линейным объектам, к которым относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ). Хотя следует иметь в виду, что некоторые суды полагают, что понятия "объекты капитального строительства" и "линейные объекты" не идентичны друг другу: линейный объект может быть капитальным (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 17.09.2021 N Ф02-4387/21, постановление АС Уральского округа от 15.12.2017 N Ф09-7073/17) или некапитальным (постановление Пятого ААС от 27.05.2021 N 05АП-2245/21).
В отношении линейных объектов - ОКС с точки зрения градостроительного законодательства два вида регулируемых этим законодательством работ:
- реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (п. 14.1 ст. 1 ГрК РФ);
- капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (п. 14.3 ст. 1 ГрК РФ).
Текущий же ремонт зданий, сооружений согласно ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ проводится в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений, под которым понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации. При этом непосредственно проведение текущего ремонта градостроительным законодательством не регулируется вовсе.
Если класс, категория и т.д., а также границы охранной зоны магистральных кабельных сетей не меняются, планируемые работы не могут быть отнесены к реконструкции объекта, их стоит рассматривать в качестве текущего или капитального ремонта.
К сожалению, действующим законодательством не определен перечень работ или характерные особенности, которые позволили бы максимально точно разграничить указанные виды ремонта друг от друга. В разделе 7 Инструкции по эксплуатации силовых кабельных линий. Часть 1. Кабельные линии напряжением до 35 кВ РД 34.20.508 (утверждена Главтехуправлением Минэнерго СССР 15 октября 1979 г.) также определен только общий порядок проведения работ по капитальному ремонту без указания примерного перечня выполняемых в ходе капитального ремонта работ.
Заметим, что, если, например, в ходе работ прокладывался новый кабель, а не ремонтировался существующий, что позволило восстановить первоначальные (а может быть и улучшенные по сравнению с первоначальными) эксплуатационные свойства линии, работы могут быть квалифицированы как капитальный ремонт (смотрите постановление АС Дальневосточного округа от 24.05.2021 N Ф03-1558/21, определение ВС Республики Хакасия от 22.12.2016 по делу N 33а-4300/2016).
Однако в любом случае, как видно из вышесказанного, градостроительное законодательство определяет такие понятия, как "реконструкция", "капитальный ремонт", "текущий ремонт" исключительно техническими аспектами их осуществления, а потому окончательный ответ на данный вопрос может предоставить только специалист в сфере строительства.
В этой связи становится очевидно, что отсутствие или наличие сметы или документа, называемого проектом, не могут обуславливать различие между ними.
Смета - это, по сути, синоним слова "расчет" и может определять цену любого договора подряда (п. 3 ст. 709 ГК), а не только одного из видов такого договора - договора строительного подряда (п. 2 ст. 702 ГК РФ), цена которого определяется сметой в обязательном порядке (п. 1 ст. 743 ГК РФ).
Проект же - многозначный термин, применяемый к разного рода понятиям, и градостроительным законодательством урегулирован только один из видов проектов - архитектурно-строительный проект (сравните чч. 1, 2, 12 ст. 48 ГрК РФ и п. 2 ст. 740, п. 1 ст. 743, ст. 758 ГК РФ). Однако документы, называемые "проектом", могут готовиться и в иных сферах деятельности, более того, в некоторых случаях обязательность их подготовки может следовать из специальных нормативных правовых актов, в том числе из сферы технического регулирования, например, при монтаже пожарной сигнализации (смотрите, например, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 02.03.2015 N 44-571/15, постановление АС Уральского округа от 20.06.2018 N Ф09-3454/18). В других случаях необходимость подготовки проекта (чертежей, схем, рисунков) может обуславливаться не требованиями нормативных правовых актов, но необходимостью определения предмета контракта (договора) подряда, конкретизации выполняемых работ (смотрите, например, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 20.08.2019 N 11-216/19, решение УФАС по Москве от 07.09.2017 N 1-00-2034/77-17).
Таким образом, необходимость подготовки проекта в данной ситуации может быть определена только применительно к архитектурно-строительному проекту, которая, в свою очередь, зависит от квалификации выполняемых работ, а не наоборот. То же относится и к необходимости подготовки сметы.
В частности, если работы относятся к текущему ремонту, то в подготовке арххитектурно-строительного проекта ни в каком виде нет необходимости, поскольку, как уже было сказано, градостроительное законодательство проведение текущего ремонта не регулирует.
Если же работы относятся к капитальному ремонту, необходимо иметь в виду следующее.
По определению, данному в ч. 3 ст. 48 ГрК РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Вместе с тем в ч. 13 ст. 48 ГрК РФ содержится указание, что проектная документация должна включать в себя также раздел "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства", хотя и только в следующих случаях:
- строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ;
- капитальный ремонт финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств лиц, указанных в ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ.
При некотором различии оба списка лиц, данных в п. 1 и п. 2 ст. 8.3 ГрК РФ, содержат указания на юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, к которым, безусловно, относятся и бюджетные учреждения.
Причем в силу ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ либо средств лиц, указанных в ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ, подготовка проектной документации в обязательном порядке осуществляется только в объеме сметы на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания выполняемых работ. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в законе.
Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, бюджетным учреждением проектная документация может быть подготовлена только в объеме сметы.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Необходимость включения в документацию о закупке работ, не являющихся строительными, проектов, не являющихся архитектурно-строительными проектами (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.);
- Вопрос: Квалификация ремонта (текущий, капитальный) и улучшений (отделимые, неотделимые) арендованного производственного цеха (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2023 г.);
- Вопрос: Квалификация ремонтных работ, выполненных учреждением (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.);
- Вопрос: Как определить, относятся ли ремонтные работы к реконструкции здания или к капитальному ремонту в целях применения КВР и КОСГУ при оплате договоров? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2021 г.)
- Вопрос: В бюджетном учреждении производится смена отопления с электрического на газовое. Планируются три типа работ: приобретение оборудования (котел, счетчик, сигнализатор загазованности); разработка проектно-сметной документации по газификации топочной; врезка в газопровод, установка оборудования. На какой код вида расходов можно отнести данные виды работ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2018 г.)
- Вопрос: Учреждением планируется заключение договора замены части трубы системы отопления. Инженерной службой не представлены данные о протяженности замены труб, нагрузочные характеристики трубопровода теплотрассы. В чем отличия капитального и текущего ремонта? Если в учреждении здравоохранения 50 окон, а меняют только два или три окна, или меняют часть трубы в системе отопления, то к какому ремонту это относится? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2019 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
28 февраля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.