Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Вправе ли представительный орган сельского поселения образовать муниципальный внебюджетный фонд для осуществления целевых расходов?

Вправе ли представительный орган сельского поселения образовать муниципальный внебюджетный фонд для осуществления целевых расходов?

Может ли представительный орган сельского поселения образовать муниципальный внебюджетный фонд для осуществления целевых расходов? Каков порядок создания такого фонда?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В рамках действующего бюджетно-правового регулирования создание органами местного самоуправления муниципальных внебюджетных фондов не допускается.

Обоснование позиции:

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений устанавливаются БК РФ, что следует из его преамбулы.

Как определяет абзац второй ст. 6 БК РФ, бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет бюджетную систему Российской Федерации (абзац четвертый ст. 6 БК РФ).

Муниципальные внебюджетные фонды (в отличие от государственных внебюджетных фондов) БК РФ вообще не известны. В частности, не упоминает о муниципальных внебюджетных фондах ст. 10 БК РФ, закрепляющая структуру бюджетной системы Российской Федерации: к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации отнесены федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, а также местные бюджеты.

Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования (абзац второй ст. 15 БК РФ). При этом сообразно требованию абзаца третьего ст. 15 БК РФ использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Остается заключить, что действующее бюджетное законодательство принципиально не предусматривает возможности создания муниципальных внебюджетных фондов и предписывает использовать для финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления исключительно местный бюджет.

Ранее представительные органы местного самоуправления на основании ст. 41 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ действительно были вправе образовывать муниципальные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, однако этот закон утратил силу с 1 января 2009 г. В свою очередь, пришедший ему на замену ныне действующий Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ уже не содержит указания на возможность создания таких фондов.

Следовательно, правовых оснований для создания муниципальных внебюджетных фондов более не имеется, а функционирование ранее образованных муниципальных внебюджетных фондов также должно быть прекращено: соответствующая правовая позиция содержится, в частности, в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2021 г. N 10АП-21099/20 по делу N А41-34286/2020.

С учетом изложенного, по нашему мнению, в рамках действующего бюджетно-правового регулирования создание органами местного самоуправления муниципальных внебюджетных фондов не допускается.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лисицин Павел

Ответ прошел контроль качества

11 января 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.