Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Оплата по импортному контракту третьей стороне

Оплата по импортному контракту третьей стороне

Организация получила импортный товар, выплатив таможенные платежи. Продавец (ОАЭ) прислал письмо с просьбой оплатить имеющийся долг другой российской организации. Оплата предполагается в рублях по курсу. Возможен ли расчет с импортером через третье лицо?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Планируемый способ расчетов с иностранной компанией не противоречит действующему законодательству. 

Обоснование позиции:

Гражданское законодательство допускает, что исполнение обязательства, которое по условиям договора должно быть исполнено в пользу кредитора, может быть произведено третьему лицу по указанию кредитора, данному впоследствии (переадресация исполнения). Кредитор может выразить свою волю на изменение непосредственного получателя исполнения, например, путем направления должнику письма с указанием перечислить сумму долга на расчетный счет своего контрагента. Указанное третье лицо будет являться лицом, управомоченным на принятие исполнения (ст. 312 ГК РФ), а исполнение должником обязанности в соответствии с распоряжением кредитора - надлежащим исполнением обязательства (смотрите, например, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2019 N 07АП-6524/19, Президиума ВАС РФ от 26.05.2009 N 730/09).

В части соблюдения норм валютного законодательства сообщаем.

Статья 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) предусматривает закрытый перечень ситуаций, когда резиденты могут осуществить взаимозачет с нерезидентами. Рассматриваемая нами ситуация прямо в ст. 19 Закона N 173-ФЗ не поименована.

В то же время в течение 2022 года, в связи с введением санкций, был принят ряд документов, направленных на смягчение ряда норм, установленных Законом N 173-ФЗ.

В частности, в соответствии с подп. "б", "в" п. 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 N 529 (далее - Указ N 529), впредь до внесения изменений в законодательство о валютном регулировании:

  • при осуществлении внешнеторговой деятельности российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не применяются требования абзаца 1 ч. 2 ст. 14 (в части, касающейся соблюдения требования об обязательности формы расчетов), ч. 1 и 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ;
  • если иное не предусмотрено указами Президента РФ, при осуществлении внешнеторговой деятельности российские юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять зачет своих требований к нерезидентам и обязательств перед ними или замену обязательств нерезидентов новыми обязательствами, за исключением случаев, определенных Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ.

Отметим, что в настоящее время существует только Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении перечня запрещенных случаев проведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов зачетов встречных требований и обязательств с нерезидентами или замены обязательств нерезидентов новыми обязательствами" (подготовлен Минфином России 13.09.2022, далее - Проект).

Указанный Проект содержит норму, запрещающую зачеты встречных требований между различными резидентами и нерезидентами (в том числе многосторонние), вытекающих из заключенных договоров (контрактов), условиями которых предусмотрена передача товаров, выполнение работ, оказание услуг, прав на них, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, договоров займа, обязательств по оплате приобретения ценных бумаг, паев и долей в капитале организаций (п. 3 Проекта).

Однако этот документ в настоящее время так и остается проектом, т.е. он еще не приобрел статус нормативного правового акта.

Судьи отмечают, что целью принятия Указа N 529 является защита экономики РФ в целом, а также поддержка российских участников экономической деятельности не только от незаконного воздействия со стороны недружественных государств, но и от необоснованных ограничений при осуществлении своей деятельности (смотрите, например, постановление АС Уральского округа от 19.01.2023 N Ф09-9039/22 по делу N А60-5671/2022).

В этой связи мы придерживаемся позиции, что в анализируемом случае возможен планируемый сторонами способ расчетов по импортному контракту.

Разъяснений уполномоченных органов применительно к данной ситуации нами не обнаружено.

Вместе с тем косвенно в пользу свидетельствует, например, определение ВАС РФ от 21.03.2011 N ВАС-18486/10, где указывается, что запрета включать в контракт условие об оплате сделки третьим лицом в Законе N 173-ФЗ не содержится.

Также косвенно возможность такой оплаты следует из подп. 6.1.2 п. 6.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления", согласно которому одним из оснований, по которым резидент должен представить в банк УК заявление о снятии с учета контракта, является исполнение сторонами всех обязательств по контракту, включая исполнение обязательств третьим лицом.

Отметим также, что операции в иностранной валюте между резидентами РФ, если иное прямо не установлено действующим законодательством, запрещены (ч. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ, смотрите также материалы: - Энциклопедия решений. Валютные операции; - Зачет взаимных требований по импортному и экспортному контрактам (М.Д. Самойлова, журнал "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2023 г.) (раздел "О расчетах через третье лицо")).

В данном же случае перевод средств резиденту будет производиться в рублях по курсу иностранной валюты.

Обращаем внимание, что выраженная позиция является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов.

В целях минимизации рисков рекомендуем обратиться за разъяснениями в уполномоченные органы. Для получения разъяснений по вопросам применения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле возможно обратиться в Банк России и/или в ФНС России, направив письменное обращение через интернет-приемную Банка России, размещенную на официальном сайте ЦБ РФ (https://cbr.ru/), и/или воспользовшись онлайн-сервисом на главной странице официального сайта ФНС России (www.nalog.ru) в разделе "Часто задаваемые вопросы". 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Исполнение обязательства третьему лицу (январь 2023);
  • Энциклопедия решений. Как получить разъяснения по валютному законодательству;
  • Вопрос: Правомерность зачета взаимных требований между резидентом и нерезидентом (юридическими лицами) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2023 г.);
  • Вопрос: Правомерность проведения взаимозачета по импортному контракту (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2023 г.). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл 

Ответ прошел контроль качества 

29 декабря 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.