Особенности правового статуса детей участников СВО в образовательных отношениях
Какие лица относятся к категории "Дети участников специальной военной операции"? Являются ли детьми участников специальной военной операции дети, не являющиеся родными детьми участников специальной военной операции? Являются ли детьми участников дети, не являющиеся усыновленными детьми участниками специальной военной операции? Лица какого возраста могут считаться детьми участников специальной военной операции? В случае, если участник специальной операции погиб, сохраняется ли статус "Ребенок участника специальной военной операции"? Какие документы необходимы детям участников специальной военной операции для подтверждения статуса "Ребенок участника специальной военной операции"?
Определение статуса "Ребенок участника специальной военной операции" необходимо для решения вопроса о переводе с платного отделения на бюджетное и предоставления иных (при наличии) льгот в сфере образования (г. Санкт-Петербург).
Согласно п. 6 Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное (приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 6 июня 2013 г. N 443, далее - Порядок) право на переход с платного обучения на бесплатное имеет лицо, обучающееся в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, не имеющее на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, при наличии одного из предусмотренных данным пунктом условий, в том числе отнесения к категории детей лиц, принимающих или принимавших участие в специальной военной операции (далее - СВО) на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (абзац 5 подп. "б").
1. Какие лица относятся к категории "Дети участников СВО"?
Законодательство Российской Федерации не устанавливает специального статуса "Ребенок участника СВО", какие-либо федеральные нормативно-правовые акты, устанавливающие единое общее регулирование данного статуса, не приняты. В отдельных субъектах Российской Федерации данный статус регламентирован на региональном уровне (смотрите, например, постановление Правительства Республики Бурятия от 15 июня 2023 г. N 339 "Об удостоверении "Член семьи участника специальной военной операции"). В Санкт-Петербурге аналогичных актов не обнаружено.
Таким образом, при определении статуса детей участников СВО необходимо руководствоваться общими положениями гражданского, семейного законодательства РФ и законодательства о воинской обязанности и военной службе.
2. Являются ли детьми участников СВО дети, не являющиеся родными детьми участников СВО? Являются ли детьми участников СВО дети, не являющиеся усыновленными детьми участников СВО?
Согласно ст. 47 СК РФ права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Случаи и основания признания гражданина отцом/матерью ребенка регулируются ст. 48 СК РФ.
Также в соответствии с п. 1 ст. 137 СК РФ усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.
Анализ СК РФ и законодательства, содержащего правовые нормы о социальных гарантиях и компенсациях членов семей военнослужащих, показывает, что закон разграничивает понятие детей и пасынков (падчериц). В законодательстве о социальной защите военнослужащих понятия "пасынок" и "падчерица" употребляются в исключительных случаях (ст. 34 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", где сказано, что пасынок и падчерица умершего (погибшего) военнослужащего имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми) (при определенных условиях)).
На этом основании полагаем, что родные и усыновленные дети равны в правах; если же ребенок не относится к детям участника СВО (родным или усыновленным), а является его пасынком или падчерицей, то он не может рассчитывать на льготы при поступлении и обучении в образовательной организации.
3. Лица какого возраста могут считаться детьми участников СВО?
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих относятся: 1) супруга (супруг); 2) несовершеннолетние дети; 3) дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; 4) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 5) лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" членами семьи являются: 1) супруга (супруг), 2) родители военнослужащего, 3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, 4) лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего.
В силу ст. 3 Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 128-ФЗ "О пособии детям военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в войсках, органах и учреждениях)" к получателям пособия относятся 1) дети до достижения ими возраста 18 лет; 2) дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; 3) дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, до окончания ими такого обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Согласно ч. 1.2 ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к членам семьи относятся: 1) супруга (супруг); 2) родители); дети, не достигшие возраста 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет; лица, находившиеся на иждивении военнослужащего.
Данные категории граждан указаны в законах для различных случаев получения мер поддержки (иные перечни членов семьи могут устанавливаться иными нормативно-правовыми актами); таким образом, каждая мера поддержки военнослужащих и членов их семей предусматривает свой круг получателей.
Аналогичный подход наблюдается, например, в нормах, утвержденных постановлением правительства Санкт-Петербурга от 10 октября 2022 г. N 928 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц в связи с проведением специальной военной операции (выполнением специальных задач) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины и мобилизационных мероприятий в период ее проведения", где в необходимых случаях указывается возраст получателя меры поддержки.
В отличие от указанных выше норм законодательство РФ в сфере образования не содержит указания на возраст гражданина - члена семьи участника СВО, который вправе получать льготы при поступлении и обучении в образовательной организации (в отличие, например, от абзаца 3 подп. б) п. 6 Порядка, четко устанавливающего возраст гражданина - до 20 лет), и не содержит каких-либо отсылочных норм к нормативно-правовым актам, ограничивающим возраст детей.
Несмотря на то, что большинство норм законодательства в сфере воинской обязанности и военной службы определяют в качестве детей лиц определенного возраста, мы считаем неправомерным применение этих норм к образовательным отношениям, так как из анализа данных норм полагаем, что наличие (если таковое имеется) возрастных ограничений указывается законодателем индивидуально для каждого случая. В данном же случае возрастные ограничения не установлены.
4. В случае, если участник специальной операции погиб, сохраняется ли статус "Ребенок участника СВО?
Факт гибели военнослужащего не отменяет родственных связей и не исключает участие погибшего гражданина в СВО, в связи с чем право на получение мер поддержки сохраняется.
5. Какие документы необходимы детям участников СВО для подтверждения статуса "Ребенок участника СВО"?
Согласно п. 8 Порядка обучающийся, желающий перейти на вакантное бюджетное место, представляет в структурное подразделение образовательной организации, в котором он обучается, мотивированное заявление на имя руководителя образовательной организации о переходе с платного обучения на бесплатное.
К заявлению обучающегося прилагаются следующие документы:
а) подтверждающие отнесение данного обучающегося к указанным в подп."б"-"в" п. 6 Порядка категориям граждан (в случае отсутствия в личном деле обучающегося);
б) подтверждающие особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности образовательной организации (при наличии).
Таким образом, для подтверждения права на меры поддержки необходимы:
1) документы, подтверждающие родство:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- свидетельство о рождении / свидетельство об усыновлении / решение суда об установлении родства / копия паспорта родителя с отметками о детях / справка из архива ЗАГС;
- документы о перемене имени (при наличии);
2) документы, подтверждающие участие в СВО.
Законодательство Российской Федерации в целом и законодательство об образовании в частности не устанавливают единый перечень документов, подтверждающих участие в СВО. В качестве таких документов могут выступать, например:
1) копия контракта о прохождении военной службы гражданином в Вооруженных Силах Российской Федерации;
2) выписка (справка) из приказа командира (начальника) воинской части, подразделения, штаба, органа, оперативной или иных групп;
3) запись в удостоверении личности, военном билете;
4) командировочное удостоверение, судовая роль, архивная справка;
5) медицинская справка, выписка из истории болезни, а также документ, подтверждающий получение ранения, контузии или увечья, гибель (смерть);
6) решение суда об объявлении гражданина, являвшегося участником СВО, пропавшим без вести / умершим;
7) реализованный наградной материал;
8) иные документы, содержащие сведения об участии гражданина в СВО.
Учитывая предусмотренное ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право автономии образовательной организации, полагаем, что она вправе закрепить конкретный перечень документов в локальных нормативных актах.
Также дети участников СВО имеют право на такую меру поддержки в части получения высшего образования, как поступление на обучение в рамках отдельной квоты без проведения вступительных испытаний (ч. 5.2 ст. 71 Закона N 273-ФЗ, подп. 2 п. 97.1 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2020 г. N 1076). Указанный порядок содержит требование о представлении документов, подтверждающих соответствующее право, но не устанавливает конкретных их видов, а также не устанавливает ограничений по возрасту и не содержит норм в отношении пасынков и падчериц. Таким образом, полагаем необходимым руководствоваться изложенными выше нормами.
Изложенная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением иных специалистов. Рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями в Министерство образования и науки РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена
Ответ прошел контроль качества
30 октября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.