Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Ответственность за неустановление СЗЗ (санитарно-защитной зоны)

Ответственность за неустановление СЗЗ (санитарно-защитной зоны)

Разработан проект санитарно-защитной зоны.
Какая ответственность предусмотрена за неисполнение юридическим лицом обязанности по установлению санитарно-защитной зоны? Есть ли судебная практика и разъяснения государственных органов?

В соответствии с п. 18 ст. 105 ЗК РФ санитарно-защитная зона является одной из зон с особыми условиями использования территорий.

Порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, регламентированы постановлением Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон".

Согласно пп. 2, 3 постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение двух лет с момента ее установления.

В случае если до дня вступления в силу настоящего постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение двух лет с момента ее установления.

В силу п. 3 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон.

Более подробно с порядком установления СЗЗ можно ознакомиться в постановлении Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон".

В связи с изложенным разработка проекта санитарно-защитной зоны является лишь частью комплекса мероприятий, направленных на установление СЗЗ.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории "Сириус".

Согласно пп. 1, 2 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание: срок давности привлечения к административной ответственности - один год.

В связи с изложенным, мы не исключаем возможности привлечения общества к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.

В этой связи рекомендуем для ознакомления следующую судебную практику:

  • постановление Савеловского районного суда г. Москвы от 25 мая 2022 г. по делу N 05-1243/2022: 06.03.2022 по адресу: адрес в ходе проведения административного расследования в отношении адрес "РУС", на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении было установлено, что адрес "РУС" допустило нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно: Общество в Управление Роспотребнадзора с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны для действующего объекта не обращалось, что является нарушением, ст. 11, ст. 12, ст. 23, ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пп. 1.2, 1.5, 2.2, 2.3, 2.5, 4.1-4.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, адрес и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов;
  • постановление Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 23 ноября 2021 г. по делу N 5-1908/2021: Между тем приведенные выше положения Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ не отменяют предусмотренную Федеральным законом N 52-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 обязанность правообладателей объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, по установлению санитарно-защитной зоны;
  • постановление Кировского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 09 февраля 2022 г. по делу N 5-4/2022.

Как правило, общества обязывают осуществить комплекс мероприятий по установлению СЗЗ Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ путем обращения в органы судебной защиты с соответствующим иском;

  • решение Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 26 мая 2022 г. по делу N 2-1706/2022: Исследовав и оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что ответчиком обязанность по организации санитарно-защитной зоны не исполнена. Предусмотренные законом мероприятия, направленные на ее установление, Обществом в полном объеме и надлежащим образом не выполнены, что подтверждается письменными материалами дела и не оспаривается ответчиком. При изложенных обстоятельствах в силу требований вышеприведенных правовых норм предъявленные Управлением Роспотребнадзора по Кировской области исковые требования являются законными, обоснованными;
  • решение Веденского районного суда Чеченской Республики от 01 октября 2021 г. по делу N 2-323/2021: Учитывая изложенное, суд полагает необходимым возложить на ООО "Сардорстрой" следующие обязанности: разработать проект санитарно-защитной зоны на земельный участок, где размещается асфальтобетонный завод, по адресу: "адрес"; обратиться в Управление Роспотребнадзора по "адрес" с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения; представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением предусмотренных Правилами установления санитарно-защитных зон документов;
  • решение Мотовилихинского районного суда г. Перми Пермского края от 19 сентября 2019 г. по делу N 2-3379/2019: Судом установлено, что возложенная законодательством обязанность по организации мероприятий по установлению санитарно-защитных зон сибиреязвенных скотомогильников Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края не выполнена, заявление об установлении санитарно-защитной зоны сибиреязвенных скотомогильников, правообладателем которых является инспекция, в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не представлено, решение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об установлении размера санитарно-защитной зоны для сибиреязвенных скотомогильников не получено. Постановление об утверждении санитарно-защитной зоны в границах нахождения скотомогильников Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось. Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров не разработан;
  • решение Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 01 июня 2020 г. по делу N 2-227/2020: На основании вышеизложенного, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком обязанность по организации санитарно-защитной зоны не исполнена. Мероприятия, направленные на ее установление, ООО "КИБИХ" в полном объеме и надлежащим образом не выполнены. В силу требований вышеприведенных правовых норм исковые требования Управления Роспотребнадзора по Кировской области, заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, имеющих право на благоприятную окружающую среду, являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.

Смотрите также: решение Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 24 мая 2022 г. по делу N 2-2017/2022; решение Советского районного суда Кировской области от 16 ноября 2021 г. по делу N 2-432/2021; апелляционное определение СК по гражданским делам Новосибирского областного суда от 16 августа 2022 г. по делу N 33-8017/2022.

Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван 

Ответ прошел контроль качества 

10 октября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.