Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Квалификация договора фрахтования как договора подряда

Квалификация договора фрахтования как договора подряда

Два ООО заключили между собой договор фрахта судна с экипажем. Фрахтователь, имея во фрахте данное судно, выполняет подрядные работы по дноуглублению для третьей стороны. Возможно ли рассматривать в данной ситуации договор фрахта как договор подряда?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При описанных обстоятельствах мы не видим правовых оснований для квалификации договора фрахтования как договора подряда. 

Обоснование вывода:

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения такого договора, а также форма договора фрахтования устанавливаются транспортными уставами и кодексами (ст. 787 ГК РФ, п. 3 ст. 97 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (КВВТ РФ)).

Существенные условия договора фрахтования различаются в зависимости от вида фрахтуемого транспортного средства. Так, например, согласно ч. 2 ст. 18 УАТ договор фрахтования при перевозке груза должен включать сведения о фрахтовщике и фрахтователе, наименование груза, тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств), маршрут и место подачи транспортного средства, сроки выполнения перевозки, размер платы за пользование транспортным средством. В любом случае предметом договора фрахтования судна является предоставление определенных помещений судна для выполнения одного или нескольких рейсов. В Кодексе торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) под договором фрахтования на время (тайм-чартер) понимается договор, по которому судовладелец обязуется за обусловленную плату предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (смотрите ст. 198, пп. 1, 2 ст. 204 КТМ РФ). Подобный договор по своим существенным условиям фактически представляет собой разновидность договора аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ).

Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если это не позволяет определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон. Исходя из этого, а также с учетом пп. 1, 6 ст. 13 АПК РФ правовая квалификация договора определяется прежде всего существом законодательного регулирования соответствующего вида обязательств и признаками договоров, предусмотренными законом, но не указанным сторонами наименованием квалифицируемого договора, названием его сторон, наименованием способа исполнения и т.п. (смотрите п. 47 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 49).

Иными словами, название договора (например, "договор фрахтования", "договор подряда" или "договор аренды") и используемая в нем терминология сами по себе не имеют решающего значения в целях юридической квалификации сделки.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ). Как видно из приведенной нормы, предметом договора подряда является выполнение определенной работы и передача ее результата заказчику. Существо предусмотренной договором подряда работы может заключаться как в изготовлении вещи, ее переработке, обработке, так и в выполнении иных работ (демонтаж, ремонт, реконструкция, сборка и т.п.) с передачей результата выполненной работы заказчику (п. 1 ст. 703 ГК РФ). Характерным признаком отношений сторон, позволяющим квалифицировать их именно как подрядные, является нацеленность на достижение овеществленного результата деятельности подрядчика, направленной на создание или трансформацию вещи по заданию заказчика (постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 N 18140/09, а также, например, постановления АС Московского округа от 12.07.2021 N Ф05-15136/21, АС Центрального округа от 27.03.2020 N Ф10-843/20, АС Поволжского округа от 14.02.2020 N Ф06-56720/19).

Как видим, предметы договора подряда и договоров о предоставлении судна и (или) его помещений в пользование отличаются. Согласно пп. 1, 2 ст. 307, 420 ГК РФ из договоров у их сторон возникают взаимные обязательства. При этом в силу п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации по первому из упомянутых в вопросе договоров у его сторон возникают обязательства, с одной стороны, по предоставлению судна во временное владение и пользование с оказанием услуг по управлению и по технической эксплуатации судна и, с другой стороны, по оплате за указанное предоставление. Обязательство выполнить дноуглубительные работы в связи с заключением этого договора не возникает ни у одной из его сторон. Упомянутая в вопросе третья сторона не имеет никакого отношения к указанному договору, в связи с заключением и исполнением которого у нее не возникает ни прав, ни обязанностей. Предметом же второго договора являются встречные обязательства между фрахтователем (арендатором) и заказчиком (третьей стороной) по выполнению работ и их оплате. Судовладелец не является стороной этого договора, у него не возникает каких-либо обязательств в связи с заключением фрахтователем договора подряда. То обстоятельство, что члены экипажа судна подчиняются распоряжениям фрахтователя (арендатора), касающимся коммерческой эксплуатации судна, не свидетельствует об участии судовладельца в исполнении договора подряда на стороне подрядчика. Подрядчиком по указанному договору остается сам фрахтователь (арендатор), который выполняет работу с использованием оборудования (судна), принадлежащего судовладельцу. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей 

Ответ прошел контроль качества 

6 октября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.