Нужно ли музею маркировать рекламу?

Нужно ли музею маркировать рекламу? В каких случаях нужно уведомлять Роскомнадзор о рекламе? В каком размере установлены штрафы за неуведомление?

В случае заключения договора с рекламной компанией на оказание услуг по размещению рекламы, кто несет ответственность за содержание рекламы и соблюдение правил размещения рекламы, установленных законодательством? 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Музею необходимо передавать информацию о любой рекламе в Роскомнадзор. 

Обоснование вывода:

С 1 сентября 2022 года Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) был дополнен статьей 18.1, которой введена обязанность по маркировке и учету рекламы, размещаемой в сети "Интернет".

Согласно ч. 3 ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ и постановлению Правительства РФ от 25 мая 2022 г. N 948 "Об утверждении критериев отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, к лицам, обязанным предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" обязанность по предоставлению информации об интернет-рекламе в Роскомнадзор возлагается на юридических, физических лиц, ИП, являющихся:

а) рекламодателями (за исключением обладателей исключительных прав на объекты рекламирования и (или) изготовителей (продавцов) товаров, договором возложивших обязанность по передаче сведений об интернет-рекламе в Роскомнадзор на рекламораспространителей или операторов рекламных систем);

б) рекламораспространителями, операторами рекламных систем, осуществляющими или организующими распространение в сети "Интернет" рекламы любых рекламодателей;

в) рекламораспространителями - владельцами социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организатором сервисов обмена мгновенными сообщениями, оператором поисковых систем.

Законодательство РФ о рекламе не устанавливает каких-либо иных исключений в части необходимости маркировки рекламных материалов, кроме вышеперечисленных, в том числе в зависимости от организационно-правовой формы рекламодателя, его учредителя, возмездности размещения рекламы либо возмездности услуг как объекта рекламирования. Соответственно, если учреждение является рекламодателем и не подпадает под перечисленные исключения, оно обязано предоставлять информацию в Роскомнадзор. Исключение составляет оператор социальной рекламы (ч. 4 ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ).

Законодательство РФ не содержит конкретного исчерпывающего перечня материалов, подлежащих учету. Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 38-ФЗ данный Закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Закон N 38-ФЗ не устанавливает каких-либо видов рекламы, распространяемой в сети "Интернет", на которые данная обязанность не распространяется. Следовательно, маркировать нужно любую рекламу, размещаемую в сети "Интернет", независимо от ее формы, в том числе баннеры, текстовые или текстово-графические блоки, видеоролики, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире, вне зависимости от наличия договорных отношений с рекламодателем и возмездности либо безвозмездности основы отношений.

Также законодательство не устанавливает ограничений по месту размещения рекламы, соответственно, учету подлежит реклама, размещаемая и на сторонних, и на собственных сайтах, в социальных сетях. В частности, согласно информации Федеральной антимонопольной службы от 26 октября 2022 г., если "Telegram" используется для донесения информации широкому кругу пользователей, реклама также подлежит маркировке. Роскомнадзор также разъяснил, что, если на собственном Интернет-ресурсе организации размещаются собственные рекламные материалы, то такие рекламные материалы подлежат маркировке, а информация о рекламе должна направляться в Роскомнадзор. Относительно размещения на сайте пресс-релизов он также указал, что если пресс-релизы имеют рекламный характер, то учет информации о них осуществляется в общем порядке вне зависимости от того, распространяются ли такие материалы на возмездной или безвозмездной основе (смотрите письмо Роскомнадзора от 14.11.2022 N 03-100982 "О рассмотрении обращения").

Также ФАС России признает видом рекламы push-уведомления (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 декабря 2021 г. N Ф05-26075/21 по делу N А40-201343/2020, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2021 г. N 09АП-48150/21 по делу N А40-46103/2021). В отношении e-mail рассылок ФАС РФ также указывала, что это является видом рекламы, так как под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение объекта рекламирования, в том числе если она направляется по конкретному адресному списку. При этом реклама может иметь целевую аудиторию - группу потенциальных потребителей, систематически пользующихся услугами, товарами. В этой связи обособление круга лиц, которым направляется какая-либо информация персонально (в том числе путем указания имени и отчества лица - потенциального адресата сообщения), не имеет значения в вопросах квалификации признаков рекламы в доведенной до их сведения информации (смотрите, например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 2 марта 2023 г. N 02АП-22/23 по делу N А82-9705/2022, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2022 г. N 09АП-23057/22 по делу N А40-252571/2021)*(1).

Закон N 38-ФЗ не устанавливает исключений относительно необходимости маркировки данных видов рекламы. Однако согласно п. 1 Состава N 1362-р не подлежат учету и хранению следующие сведения:

а) информация о рекламе о собственных товарах рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, распространяемой посредством ее направления на адреса электронной почты, а также в виде электронных сообщений, направляемых с использованием сети "Интернет" группам пользователей;

б) сведений о рекламе, которая распространяется или была распространена в сети "Интернет" в составе телепрограмм и телепередач, радиопрограмм и радиопередач без изменений по сравнению с наземным эфирным вещанием, спутниковым вещанием, кабельным вещанием, а также сведений о рекламодателе, рекламораспространителе, операторе рекламной системы, распространивших или организовавших распространение такой рекламы в сети "Интернет".

Из буквального толкования ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ и данных положений следует, что такие виды рекламы должны содержать пометку "Реклама", но сведения о них не подлежат передаче в Роскомнадзор.

Вместе с тем не требуется маркировать информационные сообщения, не являющиеся рекламой, которые определены ч. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ.

Также согласно неоднократно выраженному мнению ФАС России не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, услугах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров (услуг), в социальных сетях и форумах в Интернете, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети:

  • о реализуемых товарах (оказываемых услугах), их ассортименте,
  • правилах пользования,
  • стоимости, условиях предоставления скидок и рассрочки.

Также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, и т.п. (смотрите: Вопрос: Является ли информация, размещенная на официальном сайте производителя товара рекламой? (ответ Федеральной антимонопольной службы, ноябрь 2021 г.). Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно, на них положения Закона N 38-ФЗ, в том числе положения о маркировке рекламы, не распространяются.

Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди других товаров, такая информация может быть признана рекламой. Так, по мнению специалистов ФАС РФ, может относиться к рекламе, например, баннер с информацией о товаре (услуге) или ином объекте рекламирования, к которому привлекается интерес с целью продвижения данного объекта на рынке, закреплённый в определённом месте на сайте, который остаётся на данном месте независимо от перехода на различные страницы сайта, поскольку такая информация выделяет определённый объект рекламирования среди ряда однородных и формирует к нему интерес (смотрите, например, апелляционное определение СК по административным делам Новосибирского областного суда от 12 апреля 2022 г. по делу N 33а-2787/2022); если какому-то отдельному товару уделяется особое внимание, о нём даётся избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, есть призывы приобрести товар, в том числе с указанием адресов магазинов, то такой контент может быть признан рекламой (смотрите информацию Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2022 г. "ФАС уточнила, какая информация признаётся рекламой"). Такие сообщения, выделяющие какой-либо товар среди однородных, необходимо маркировать как рекламные сообщения.

Относится ли материал к рекламе и подпадает ли он под нормы ст. 18.1 Закона N 38-ФЗ и закона в целом, зависит от содержания и художественного оформления материала, его положения на странице, месте среди иных материалов, иных обстоятельств ее размещения и решается ФАС России индивидуально в каждом конкретном случае.

С 1 сентября 2023 г. ст. 14.3 КоАП РФ дополнена частями 15-17, установившим специальные санкции для нарушений в сфере маркировки рекламы. Для рекламодателей актуальны следующие санкции:

  • ч. 15 ст. 14.3 КоАП РФ: неисполнение обязанности по маркировке рекламы, либо нарушение сроков маркировки, либо предоставление неполной, недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 000 до 30 000 рублей; на должностных лиц - от 30 000 до 100 000 рублей; на юридических лиц - от 200 000 до 500 000 рублей;
  • ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ: распространение рекламы без идентификатора либо с нарушением требований к его размещению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 100 000 рублей; на должностных лиц - от 100 000 до 200 000 рублей; на юридических лиц - от 200 000 до 500 000 рублей.

Относительно ответственности за те или иные правонарушения при наличии договорных отношений с рекламораспространителем сообщаем следующее.

Статьей 38 Закона N 38-ФЗ ответственность за отдельные нарушения возложена на конкретных лиц. В частности, установлены специальные перечни нарушений, за которые несет ответственность рекламодатель (ч. 6 ст. 38 Закона N 38-ФЗ), рекламораспространитель (ч. 7 ст. 38 Закона N 38-ФЗ), оператор рекламной системы (7.1 Закона N 38-ФЗ). Также субъектом ответственности за нарушения, ответственность за которые наступает у рекламодателя либо рекламораспространителя, может являться рекламопроизводитель, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине (ч. 8 ст. 38 Закона N 38-ФЗ).

В случае нарушений, не указанных в данной статье, ответственное лицо может определить только компетентный орган на основе анализа договорных отношений и степени виновности лица в совершении конкретного нарушения. 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Сазонова М. Маркировка рекламы: актуальные вопросы (ГАРАНТ.РУ, 8 декабря 2022 г.);
  • Сазонова М. Закон о маркировке интернет-рекламы: важные нюансы (ГАРАНТ.РУ, 12 августа 2022 г.);
  • Новые требования к маркировке интернет-рекламы (И. Остапчук, газета "Адвокатская газета", N 14, июль 2023 г.);
  • Разъяснения на официальном сайте Роскомнадзора (включая руководство, справочник). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена 

Ответ прошел контроль качества 

18 сентября 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) На основании данных положений также считаем, что маркировке подлежит реклама в закрытых группах в социальных сетях, так как рекламная информация не является персонифицированной, только направляется конкретной аудитории.