Росимущество передало в постоянное (бессрочное) пользование федеральному государственному бюджетному учреждению земельный участок. На земельном участке расположено незаконное строительство - объект в виде беседки, который является недвижимым имуществом. Собственник неизвестен. Объект недвижимости, находящийся на земельном участке, принадлежащем Российской Федерации, был возведен неизвестными лицами уже после передачи такого участка в постоянное (бессрочное) пользование федеральному бюджетному учреждению без получения на это согласия как Российской Федерации, так и самого учреждения. Какой орган обладает правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества (земельный участок находится в федеральной собственности) на учет в качестве бесхозяйного?
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В том же случае, когда бесхозяйные недвижимые вещи находятся на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, они принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, и право собственности на них признается судами по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов (п. 4 ст. 225 ГК РФ).
О праве только органов местного самоуправления и органов государственной власти подавать заявления о постановке бесхозяйных объектов на учет свидетельствует также и п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 N 931.
Помимо этого, на основании п. 5 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные линейные объекты могут быть поставлены на учет по заявлению лиц, обязанных в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, и по истечении трех месяцев с даты их постановки на учет за указанными лицами может быть признано право собственности на эти объекты.
Таким образом, положения ст. 225 ГК РФ содержат исчерпывающий перечень лиц, которые обладают правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного и могут приобрести право собственности на него.
Тем не менее необходимо учитывать, что в отношении земельных участков действует принцип единства юридической судьбы таких участков и расположенных на них объектов недвижимости (подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, далее - ЗК РФ), который конкретизируется в ст. 273 ГК РФ и п. 4 ст. 35 ЗК РФ, устанавливающих общее правило о совместном отчуждении земельного участка и находящихся на нем здания или сооружения в том случае, если они принадлежат одному лицу.
На этом основании в правоприменительной практике отражен подход, согласно которому в том случае, когда бесхозяйная недвижимость расположена на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, ни поставить ее на учет в качестве бесхозяйной, ни признать на нее право собственности лица, названные в пп. 3-5 ст. 225 ГК РФ, не могут. На такую недвижимость может быть признано только право собственности Российской Федерации (смотрите, например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 N 13АП-915/23, определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 20.10.2020 по делу N 8Г-22218/2020[88-21621/2020]).
Более того, в рассматриваемой ситуации необходимо учитывать также и то, что согласно информации, содержащейся в вопросе, объект недвижимости, находящийся на земельном участке, принадлежащем Российской Федерации, был возведен неизвестными лицами уже после передачи такого участка в постоянное (бессрочное) пользование федеральному бюджетному учреждению без получения на это согласия как Российской Федерации, так и самого учреждения.
В свою очередь, здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном для этого в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, признаются самовольными постройками (п. 1 ст. 222 ГК РФ). Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности и не вправе распоряжаться ею, она не может использоваться и подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем - лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица (п. 2 ст. 222 ГК РФ).
Право собственности на такую постройку может быть признано лишь за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка (п. 3 и п. 3.2 ст. 222 ГК РФ).
Таким образом, из приведенных норм видно, что положения ст. 222 ГК РФ предусматривают иной порядок приобретения права собственности на самовольные постройки, нежели порядок приобретения права собственности на бесхозяйные вещи. Правоприменительная практика также обращает на это внимание, указывая на то, что отнесение спорного объекта к самовольной постройке порождает иные правовые последствия, исключающие возможность отнесения его к бесхозяйным вещам по смыслу, придаваемому им положениям ст. 225 ГК РФ, так как на самовольные постройки не допускается приобретение права собственности кем-либо, за исключением прямо поименованных в законе лиц и при соблюдении установленных законом условий (смотрите, например, определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 03.09.2020 по делу N 8а-18167/2020[88а-18440/2020], определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.06.2021 по делу N 8Г-7484/2021[88-8795/2021]), апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 15.03.2021 по делу N 33-908/2021).
Принимая во внимание вышеизложенное, мы полагаем, что в рассматриваемом случае указанный в вопросе объект не может быть поставлен на учет как бесхозяйная вещь по заявлению органа местного самоуправления или государственного органа города федерального значения, на него лишь может быть признано право собственности Российской Федерации в судебном порядке.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
21 сентября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.