Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право В связи с вступлением в силу изменений законодательства о рекламе нужно ли маркировать информационные учреждения культуры, осуществляющие деятельность как на бесплатной, так и на платной основе? Учреждение проводит мероприятия как бесплатно, так и путём продажи билетов. Информация об этом размещается как на собственном сайте, так и другими способами, включая билборды. Необходимо ли маркировать рекламу организаций, оказывающих содействие в реализации уставных целей учреждения, размещённую на сайте учреждения?

В связи с вступлением в силу изменений законодательства о рекламе нужно ли маркировать информационные учреждения культуры, осуществляющие деятельность как на бесплатной, так и на платной основе? Учреждение проводит мероприятия как бесплатно, так и путём продажи билетов. Информация об этом размещается как на собственном сайте, так и другими способами, включая билборды. Необходимо ли маркировать рекламу организаций, оказывающих содействие в реализации уставных целей учреждения, размещённую на сайте учреждения?

I. В соответствии с п. 3 ст. 18.1 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, и соответствующие критериям, определенным Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с ч. 5 указанной статьи.

Согласно постановлению Правительства РФ от 25 мая 2022 г. N 948 к лицам, обязанным предоставлять такую информацию или обеспечивать её предоставление, относятся:

  • рекламодатели (за исключением правообладателей, изготовителей или продавцов рекламируеых товаров (работ, услуг), заключивших договоры о предоставлении такой информации в Роскомнадзор с рекламораспространителями или операторами рекламных систем);
  • рекламораспространители и операторы рекламных систем, которые осуществляют и (или) организуют распространение в сети "Интернет" рекламы любых рекламодателей;
  • рекламораспространители, являющиеся владельцами социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторами распространения информации в сети "Интернет".

В рассматриваемой ситуации учреждение культуры выступает в двух ролях: рекламодателя и рекламораспространителя (пп. 5, 7 ст. 3 Закона о рекламе).

При этом действующее законодательство не освобождает организации от обязанности передавать в Роскомнадзор информацию о рекламе своих собственных услуг на собственном сайте. Следовательно, учреждение, разместившее рекламу проводимых мероприятий на своем сайте, также должно маркировать ее.

Таким образом, в данной ситуации учреждение должно маркировать размещаемую на сайте рекламу и собственных мероприятий, и партнерских организаций.

II. В то же время необходимо учитывать, что не всякая информация о деятельности организации является рекламой.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как указывают специалисты Федеральной антимонопольной службы, по смыслу законодательного определения рекламой считается та информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок. Иными словами, реклама призвана выделить рекламируемый объект из ряда других объектов и привлечь к нему внимание, а также побуждать лиц из числа неопределенного круга, среди которых распространялась реклама, обратиться за приобретением товара.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе этот закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Вместе с тем не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, услугах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров (услуг), в социальных сетях и форумах в Интернете, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети о реализуемых товарах (оказываемых услугах), их ассортименте, правилах пользования, стоимости, условиях предоставления скидок и рассрочки, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, и т.п. Следовательно, на информацию о лице или реализуемых им товарах (услугах), размещённую на сайте продавца товаров, положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.

Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди других товаров (например, контекстная реклама с пометкой "реклама"), такая информация может быть признана рекламой.

Учитывая тот факт, что сайт является информационным ресурсом и создаётся с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, её товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объём сведений о компании, реализуемых товарах и т.п. в целях правильного потребительского выбора.

Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно, на них положения Закона о рекламе не распространяются.

На официальном сайте производителя представлена информация об услугах и продуктах компании, их характеристиках, стоимости, условиях приобретения, о самой компании, ее деятельности и пр. Указанные сведения систематизированы, единообразны и не направлены на привлечение внимания к конкретному товару. Назначением данных сведений является информирование потребителей об ассортименте предлагаемых товаров и услуг в целях их правильного выбора.

Таким образом, размещённая на сайтах производителя информация о товарах, услугах и её деятельности не подпадает под понятие рекламы и не может расцениваться как реклама. На такую информацию не распространяются положения Закона о рекламе и она не подлежит оценке на соответствие требованиям Закона о рекламе (смотрите Вопрос: Является ли информация, размещенная на официальном сайте производителя товара рекламой? (ответ Федеральной антимонопольной службы, ноябрь 2021 г.)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Ответ прошел контроль качества

8 сентября 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.