Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Планируется создать ООО для ведения турагентской деятельности (турагент). Какие установлены требования к созданию ООО и ведению такой деятельности? Как и в какой реестр нужно внести сведения? Нужно ли турагенту отчитываться перед Ростуризмом? Установлены ли иные требования?

Планируется создать ООО для ведения турагентской деятельности (турагент). Какие установлены требования к созданию ООО и ведению такой деятельности? Как и в какой реестр нужно внести сведения? Нужно ли турагенту отчитываться перед Ростуризмом? Установлены ли иные требования?

Турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий согласно абзацу третьему ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) относятся к видам туристской деятельности. Под турагентской понимается деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, сведения о которых внесены в единый федеральный реестр турагентов, субагентов в порядке, предусмотренном Законом N 132-ФЗ (абзац пятнадцатый ст. 1 указанного закона). Под туристским продуктом понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта (абзац тринадцатый ст. 1 Закона N 132-ФЗ). Заказчиком туристского продукта признается турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста (абзац семнадцатый ст. 1 Закона N 132-ФЗ). Из приведенных норм следует, что деятельность, связанная с заключением и исполнением договора, заказчиком по которому является действующая от своего имени организация, не может рассматриваться как турагентская.

Получения каких-либо специальных разрешений (лицензий) либо членства в саморегулируемых организациях для осуществления турагентской деятельности не требуется. На турагентов не распространяются предъявляемые к туроператорам требования о наличии финансового обеспечения ответственности и о соответствии лиц, занимающих должности руководителя, его заместителя, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, условиям, установленным ст. 4.1 Закона N 132-ФЗ. Для турагентов, в отличие от туроператоров (ст. 17.7 Закона N 132-ФЗ), не предусмотрены специальные обязанности, связанные с проведением обязательного аудита, представлением отчетности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма. Однако для осуществления турагентской деятельности необходимо соблюсти ряд требований.

Во-первых, как видно из процитированного выше абзаца пятнадцатого ст. 1 Закона N 132-ФЗ (смотрите также, например, часть шестую ст. 9 указанного закона), сведения о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), осуществляющем турагентскую деятельность, должны быть внесены в единый федеральный реестр турагентов, субагентов. За осуществление турагентской деятельности лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре турагентов, либо лицом, не имеющим права на осуществление турагентской деятельности, а также за осуществление турагентом деятельности по продвижению и реализации туристского продукта при отсутствии в реестре турагентов сведений о заключении между турагентом и туроператором, сформировавшим туристский продукт, договора о продвижении и реализации туристского продукта, сформированного туроператором, чч. 7 и 8 ст. 14.51 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Порядок ведения единого федерального реестра турагентов, субагентов утвержден приказом Федерального агентства по туризму от 11 октября 2021 г. N 460-Пр-21. В настоящее время Ростуризм упразднен, уполномоченным органом в сфере туризма является Минэкономразвития РФ (смотрите указ Президента РФ от 20 октября 2022 г. N 759). Сведения в указанный реестр частично вносятся туроператором (части шестая и седьмая ст. 4.3 Закона N 132-ФЗ), частично формируются в реестре турагентов автоматически на основании сведений из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (часть пятая ст. 4.3 Закона N 132-ФЗ), а частично вносятся турагентом самостоятельно (части восьмая и девятая ст. 4.3 Закона N 132-ФЗ). Последнее касается сведений о наличии договора о продвижении и реализации туристского продукта между турагентом и субагентом, а также сведений о субагенте.

Внесение сведений о субагенте в реестр турагентов осуществляется турагентом в электронной форме с использованием личного кабинета турагента на официальном сайте уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (смотрите на сайте https://reestr.tourpom.ru). Невнесение турагентом сведений о субагенте, осуществляющем продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором, в реестр турагентов, внесение сведений о субагенте в реестр турагентов с нарушением порядка, предусмотренного законом, либо внесение в реестр турагентов недостоверных сведений влечет за собой ответственность, предусмотренную ч. 6 ст. 14.51 КоАП РФ).

Во-вторых, согласно подп. 31 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о начале осуществления турагентской деятельности необходимо уведомить Роспотребнадзор (смотрите п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584). За нарушение этого требования предусмотрена административная ответственность (ст. 19.7.5-1 КоАП РФ).

В-третьих, в течение семи рабочих дней с момента начала осуществления турагентской деятельности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган по месту своего нахождения об изменении кодов ОКВЭД (подп. "п" п. 1 ст. 5, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). При осуществлении юридическим лицом деятельности, код вида которой не внесен в ЕГРЮЛ, либо код внесен, но с нарушением указанного срока, возможно привлечение к административной ответственности по ч. 3 и ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ (смотрите в связи с этим также материал: Энциклопедия решений. Коды ОКВЭД).

Иных особенностей, которые должны быть соблюдены для начала осуществления турагентской деятельности, закон не предусматривает. Разумеется, в связи с осуществлением такой деятельности организация обязана соблюдать ряд требований, предъявляемых непосредственно к турагентской деятельности. В частности, если при реализации туристского продукта турагент, действуя в качестве страхового агента от имени и за счет страховщика, заключает с туристом или иным заказчиком в пользу туриста договоры добровольного страхования имущественных интересов туриста (ст. 17 Закона N 132-ФЗ), он обязан размещать информацию о страховщиках, от имени которых заключаются такие договоры, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (части восьмая, девятая ст. 9 Закона N 132-ФЗ). При использовании документов в электронной форме в рамках обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта должны соблюдаться требования, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 июня 2019 г. N 748 (смотрите ст. 10.3 Закона N 132-ФЗ). Кроме того, напомним о необходимости соблюдения требований ст. 10 и 10.1 Закона N 132-ФЗ при заключении и исполнении договоров о реализации туристского продукта, а также (с 1 сентября 2023 г.) Правил функционирования единой информационной системы электронных путевок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 марта 2023 г. N 417 (ст. 10.4 Закона N 132-ФЗ). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей 

Ответ прошел контроль качества 

30 августа 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.