Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Каковы требования к установке и обслуживанию систем оповещения и управления эвакуацией, локальных систем оповещения в законодательстве о пожарной безопасности, ГО, ЧС (гражданской обороне и чрезвычайных ситуаций) и законодательстве о противодействии терроризму?

Каковы требования к установке и обслуживанию систем оповещения и управления эвакуацией, локальных систем оповещения в законодательстве о пожарной безопасности, ГО, ЧС (гражданской обороне и чрезвычайных ситуаций) и законодательстве о противодействии терроризму?

1. Законодательство о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее также - ЗНиТЧС, ЧС)

Исходя из требований подпункта "г", "з" части первой статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны:

  • создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (подпункт "г");
  • оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (подпункт "з").

Обращаем внимание на то, что на объектовом уровне создается локальная система оповещения (п. 7 Положения о системах оповещения населения (утвержденного приказом МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 г. N 578/365, далее - Положение N 578/365, т.е. термин "объектовая система оповещения" в НПА о ГО и ЧС федерального уровня не встречается, указывается иногда объектовая (локальная) система оповещения, смотрите, например: Информацию МЧС России "Системы оповещения ГО" (сайт МЧС России, 2022 г.).

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является в том числе создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (абзац третий пункта 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 N 804).

Следовательно, локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов) (п. 7 Положения N 578/365).

Смотрите также п. 16 Проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемый МЧС России и его территориальными органами при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом МЧС России от 04.02.2022 N 62. 

2. Законодательство о гражданской обороне (далее также - ГО) 

В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" создают, реконструируют и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения населения организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (то есть нормы аналогичны требованиям законодательства о ЗНиТЧС - примеч. эксперта).

Как указано в подпункте "в" п. 3 постановления Правительства РФ от 17 мая 2023 г. N 769 "О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения", локальные системы оповещения населения - организациями, указанными в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне".

Смотрите также п. 49 Проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемый при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 04.02.2022 N 61.

Таким образом, если организация не отнесена к указанным организациям, создание локальной системы оповещения ГО и ЧС в организации не требуется.

Технические требования к системам оповещения ГО и ЧС установлены также в разделе 4. "Технические средства оповещения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также о чрезвычайных ситуациях" Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (TP ЕАЭС 050/2021) (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 5.10.2021 N 100). 

Организация эксплуатационно-технического обслуживания (ЭТО) 

Тем не менее если у вас ЛСО установлена, то необходимо производить оценку ее готовности к выполнению задач по предназначению (приложение 3 к Положению N 578/365), а также проводить эксплуатационно-техническое обслуживание (ЭТО).

ЭТО систем оповещения населения объектового уровня функционирования РСЧС проводится организациями, в ведении или собственности которых находятся локальные системы оповещения населения, либо сторонними организациями, осуществляющими ЭТО (подпункт "г" части первой статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ; пункты 5, 6, 7, 8 Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России, Минкомсвязи России от 31.07.2020 N 579/366, далее - Положение N 579/366).

Подробнее с содержанием ЭТО можно ознакомиться в разделах II, III и IV Положения N 579/366, а с оценкой готовности - в приложении 3 к Положению N 578/365. 

3. Антитеррористическое оповещение 

Правительство РФ издало несколько десятков постановлений, регулирующих антитеррористическую защищенность объектов в зависимости от их ведомственной принадлежности и отраслей экономики. Мы рассматривали требования Правительства России в отношении объектов Министерства просвещения и объектов с массовым пребыванием людей, поскольку, как мы полагаем, данный объект также может относиться к объекту с массовым пребыванием людей (политехнический техникум).

Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 г. N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. При этом система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей (п. 31, п. 32).

Система оповещения должна обеспечивать:

а) подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания, помещения, на участки объекта (территории) с постоянным или временным пребыванием людей;

б) трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

в) возможность выдачи речевых сообщений в автоматическом режиме и в ручном режиме через микрофон;

г) автоматический переход на электропитание от резервного источника (п. 41).

Согласно п. 42 Требований N 272 количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений. Управление системой оповещения должно осуществляться из специального помещения.

Постановлением Правительства РФ от 2.08.2019 N 1006 также утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)". Как установлено нормами подпункта "д" п. 24, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Согласно п. 31 Требований система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. При этом системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.

Общие технические требования к системам оповещения об антитеррористических угрозах содержится также в Своде правил СП 132.13330.2011 "Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования" (утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 5 июля 2011 г. N 320).

Что касается технического обслуживания, отдельных норм нами не обнаружено, однако полагаем, что такие системы должны также проходить ТО и обслуживание по аналогии с системами СОУЭ, используемыми в целях пожарной безопасности. Например, в подпункте "д" п. 19 Требований N 1006 установлено, что выявление потенциальных нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, обеспечивается в том числе путем поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий). Также и пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях) (подпункт "г" п. 20). 

4. СОУЭ как система противопожарной защиты 

Пожарная безопасность объекта защиты обеспечивается в том числе путем защиты зданий, сооружений, помещений системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) (статьи 54, 84, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ)).

В соответствии с со ст. 54 Закона N 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ст. 84 Закона N 123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов (ч. 1 ст. 84):

1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;

2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;

3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;

4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;

5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;

6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;

7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.

Пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей.

В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта (ч. 3, ч. 4 ст. 84).

О других требованиях к СОУЭ смотрите положения ст. 84 Закона N 123-ФЗ.

Требования ПБ к СОУЭ установлены также в Своде правил СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (утвержден и введен в действие приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 173).

В соответствии с п. 14 Таблицы 2 Указанного СП 3.13130.2009 образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования (в зависимости от числа мест) оборудуются:

  • до 270 мест (Наибольшее число этажей -1) - СОУЭ 1 типа;
  • 270-350 мест (до 2 этажей) - СОУЭ 2 типа;
  • 351-1600 мест (до 3 этажей) - СОУЭ 3 типа;
  • более 1600 мест (более 3 этажей) - СОУЭ 4 и 5 типов.

Типы СОУЭ и их характеристики указаны в таблице 1.

Например, для 2 типа СОУЭ характерны следующие характеристики (таблица 1):

1. Способы оповещения:

  • звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.) - требуется (знак+);
  • речевой (передача специальных текстов) - не требуется (знак-);
  • световой:

а) световые мигающие оповещатели - допускается (знак *);

б) световые оповещатели "Выход" - требуется (знак+);

в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, - допускается (знак *);

г) световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением, - не требуется (знак-)

2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения - не требуется (знак -)

3. Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской - не требуется (знак -)

и так далее. 

Техническое обслуживание СОУЭ как системы ППЗ 

В соответствии с п. 54 руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.

На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.

Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение.

Также обращаем внимание на положения Свода правил СП 484.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования" (утвержден приказом МЧС России от 31 июля 2020 г. N 582). Согласно п. 3.25 Система пожарной автоматики (СПА) совокупность взаимодействующих систем пожарной сигнализации, передачи извещений о пожаре, оповещения и управления эвакуацией людей, противодымной вентиляции, установок автоматического пожаротушения и иного оборудования автоматической противопожарной защиты, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности объекта.

  • п. 5.21 СПА не должны выполнять функции, не связанные с противопожарной защитой, за исключением следующих функций, использующих общие исполнительные устройства:
  • трансляция музыкальных программ, рекламных и информационных объявлений, иных сообщений, связанных с гражданской обороной и чрезвычайными ситуациями;
  • управление водоснабжением объекта;
  • управление естественным проветриванием здания;
  • управление общеобменной вентиляцией здания.

Требование не распространяется на объекты, не подлежащие оснащению СПА в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности и иными документами, регламентирующими оснащение объектов СПА.

Таковы основные требования к установке и обслуживанию систем оповещения и управления эвакуацией, локальных систем оповещения с точки зрения норм законодательства о пожарной безопасности, законодательства о ГО, о ЧС и законодательства о противодействии терроризму. Поясняем также, что вопрос очень объемный и осветить все нюансы его правового регулирования в рамках одного ответа невозможно. 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Обухова Наталья 

Ответ прошел контроль качества 

31 августа 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.