С 1 сентября 2023 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 11 мая 2023 г. N 736 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006". Какие условия обязательно должны быть включены в проект договора в случае заключения договора о платных медицинских услугах (медосмотры, освидетельствования, и пр.) между медицинской организацией и заказчиком (работодателем)? Необходимо ли включить в проект договора условия п. 7, п. 10, п. 11, п. 17, п. 19, п. 20, п. 24, п. 38 Правил? Какая ответственность предусмотрена для медицинской организации при несоответствии и (или) неполном соответствии содержания договора требованиям постановления Правительства РФ от 11 мая 2023 г. N 736?
С 01 сентября 2023 года вступают в силу Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 мая 2023 г. N 736. Новыми Правилами регламентирован порядок заключения договора об оказании платных медицинских услуг, в том числе договора между исполнителем (медицинской организацией) и заказчиком (юридическим или физическим лицом) в пользу потребителя (пациента).
Отметим, что по новым Правилам "платные медицинские услуги" - это медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее - договоры);
Заказчиком выступает физическое или юридическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести платные медицинские услуги либо заказывающее или приобретающее платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя.
В свою очередь, "потребитель" - физическое лицо, имеющее намерение получить платные медицинские услуги либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В силу п. 22 Правил договор заключается потребителем и (или) заказчиком с исполнителем в письменной форме.
В соответствии с п. 23 Правил договор должен содержать следующую информацию:
а) сведения об исполнителе:
- наименование и фирменное наименование (при наличии) медицинской организации - юридического лица, адрес юридического лица в пределах его места нахождения, основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика;
- фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, его место жительства, адрес места осуществления медицинской деятельности, основной государственный регистрационный номер;
сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности, информация о лицензии на осуществление медицинской деятельности, ее номере, сроках действия, а также информация об органе, выдавшем лицензию, перечень предоставляемых работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в соответствии с лицензией;
б) сведения о потребителе (при оказании платных медицинских услуг гражданину анонимно сведения фиксируются со слов потребителя услуги):
- фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес места жительства, иные адреса, на которые (при их указании в договоре) исполнитель может направлять ответы на письменные обращения, и телефон;
- данные документа, удостоверяющего личность;
в) сведения о законном представителе потребителя или лице, заключающем договор от имени потребителя:
- фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес места жительства и телефон;
- данные документа, удостоверяющего личность;
г) сведения о заказчике (в том числе если заказчик и законный представитель являются одним лицом):
- фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;
- данные документа, удостоверяющего личность заказчика;
0 данные документа, удостоверяющего личность законного представителя потребителя;
- наименование и адрес заказчика - юридического лица в пределах его места нахождения, основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика;
д) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;
е) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;
ж) условия и сроки ожидания платных медицинских услуг;
з) сведения о лице, заключающем договор от имени исполнителя:
- фамилия, имя, отчество (при наличии);
- должность;
- документ, подтверждающий полномочия указанного лица;
и) подписи исполнителя и потребителя (заказчика), а в случае если заказчик является юридическим лицом, - должность лица, заключающего договор от имени заказчика;
к) ответственность сторон за невыполнение условий договора;
л) порядок изменения и расторжения договора;
м) порядок и условия выдачи потребителю (законному представителю потребителя) после исполнения договора исполнителем медицинских документов (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающих состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, без взимания дополнительной платы;
н) иные условия, определяемые по соглашению сторон.
При этом на основании п. 7 Правил при заключении договора потребителю и (или) заказчику предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Кроме того, в силу п. 16 Правил исполнителем в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" должны быть предоставлены информация о лицензии на осуществление медицинской деятельности, ее номере, сроках действия, а также информация об органе, выдавшем указанную лицензию.
Согласно п. 17 Правил исполнитель обязан довести до сведения потребителя и (или) заказчика следующую информацию:
а) перечень платных медицинских услуг, соответствующих номенклатуре медицинских услуг, предусмотренной п. 11 Правил, с указанием цен в рублях;
б) сроки ожидания оказания медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно в соответствии с программой и территориальной программой, в случае участия исполнителя в реализации территориальной программы;
в) стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации (при их наличии), с учетом и на основании которых (соответственно) оказываются медицинские услуги, путем размещения на сайте исполнителя (при наличии у исполнителя такого сайта) ссылок на "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации, на котором размещен рубрикатор клинических рекомендаций, а также путем размещения указанных ссылок на информационных стендах;
г) сроки ожидания предоставления платных медицинских услуг;
д) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
е) график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
ж) образцы договоров;
з) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских услуг, в случае их установления учредителем медицинской организации государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения и (или) руководителем медицинской организации частной системы здравоохранения;
и) для медицинских организаций государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения - адреса и телефоны учредителя, исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Однако обратите внимание, что информация, перечисленная в п. 12-16 Правил, не включается непосредственно в текст самого договора об оказании платных медицинских услуг, а доводится до сведения потребителей посредством размещения на сайте медицинской организации в сети Интернет (при наличии у медицинской организации такого сайта) и на информационных стендах (стойках) медицинской организации в наглядной и доступной форме. В последнем случае информация должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги (п. 18 Правил).
Отметим, что в тексте договоре должна содержаться информация об уведомлении потребителя и (или) заказчика о том, что граждане, находящиеся на лечении, в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях (п. 20 Правил).
В соответствии с п. 21 Правил исполнитель доводит до потребителя и (или) заказчика информацию о форме и способах направления обращений (жалоб) в органы государственной власти и организации, а также сообщает почтовый адрес или адрес электронной почты (при наличии), на которые может быть направлено обращение (жалоба). В случае, если такая информация исполнителем не предоставлена, потребитель и (или) заказчик вправе направить обращение (жалобу) в любой форме и любым способом.
Согласно п. 24 Правил до заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, может снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.
Как следует из п. 38 Правил, исполнитель предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию:
а) о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения;
б) об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению, а также сведения, позволяющие идентифицировать имплантированное в организм человека медицинское изделие.
Анализируя изложенные выше положения, полагаем, что содержание договора об оказании платных медицинских услуг с 01 сентября 2023 года будет отличаться от договоров, заключенных до этой даты, по ныне действующим Правилам. Там, где пункты Правил говорят именно о содержании в договоре какой-либо информации, она должна быть включена в условия самого договора. Если же пункт Правил говорит о том, что исполнитель уведомляет или информирует потребителя (заказчика) или доводит до сведения ту или иную информацию, полагаем, что речь идет о информировании в порядке, предусмотренном п. 18 Правил. В таком случае, по нашему мнению, целесообразно внести в договор указание на то, что потребитель и заказчик ознакомлены с информацией, которую обязан предоставить исполнитель в полном объеме, что подтверждается подписью как потребителя, так и заказчика.
Относительно ответственности медицинской организации в случае несоответствия и (или) неполного соответствия содержания договора требованиям новых Правил полагаем, что здесь речь может идти о гражданско-правовой ответственности в рамках Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Однако не исключаем, что контролирующие органы могут усмотреть в подобном случае нарушение медицинской организацией лицензионных требований, что повлечет за собой привлечение к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Обращаем внимание, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов. К сожалению, на текущий момент ни примерных форм договора об оказании платных медицинских услуг, ни каких-либо Методических рекомендаций или Инструкций для медицинских организаций о порядке оказания платных медицинских услуг, утвержденных Министерством здравоохранения, не имеется.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Ответ прошел контроль качества
24 августа 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.