Контрагент-субподрядчик является банкротом, ведется конкурсное производство. Можно ли заключить договор с другим субподрядчиком на тот же вид и объем работ, что и договор, заключенный с банкротом?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Генеральный подрядчик вправе заключить с новым субподрядчиком договор на выполнение тех же работ, относительно которых заключен договор с должником.
Обоснование вывода:
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункты 1 и 4 ст. 421 ГК РФ).
Ни Гражданский кодекс РФ, ни Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), ни какие-либо иные законы не содержат запрета на заключение договора с новым субподрядчиком при указанных обстоятельствах с тем же предметом и условиями, что и в первоначальном договоре.
Независимо от того, является ли действующим договор с субподрядчиком, признанным банкротом, генеральный подрядчик, руководствуясь свободой договора, вправе заключить договор с новым субподрядчиком на тех же условиях.
Что касается первоначального договора, то открытие в отношении субподрядчика конкурсного производства само по себе не влечет прекращения заключенных им договоров. Обратное может быть предусмотрено законом*(1). То есть формально договор субподряда с должником остается действующим. При этом конкурсному управляющему предоставлено право заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 Закона N 127-ФЗ (смотрите абзац четвертый п. 3 ст. 129 этого Закона).
Согласно абзацу седьмому п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, а также иные имущественные требования (за исключением текущих платежей) могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
На основе приведенной нормы Пленумом ВАС РФ была высказана правовая позиция, по смыслу которой возможность исполнения должником в рамках конкурсного производства обязательства в натуре не предусмотрена, поэтому с момента открытия конкурсного производства неденежные требования (в частности, о выполнении работ), в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником любого гражданско-правового обязательства и возникшие до возбуждения дела о банкротстве, предъявляются в рамках дела о банкротстве должника и подлежат трансформации в денежные требования (абзац второй п. 34 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35; также смотрите, к примеру, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.11.2022 N Ф02-4960/22 по делу N А58-12931/2018, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 N 16АП-785/18 по делу N А20-194/2018, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.01.2020 по делу N А56-82674/2019).
Следовательно, несмотря на то, что формально договор субподряда с банкротом сохраняет силу, работы, составляющие его предмет, не могут быть выполнены должником. Обязательство по выполнению работ трансформируется в денежное. Отсюда, в свою очередь, следует, что прекращение договора для генподрядчика в рассматриваемой ситуации теряет практический смысл, поскольку договор не может быть исполнен в натуре, а удовлетворение требования о возврате неотработанного аванса осуществляется не в связи с прекращением договора, а вследствие включения требования в реестр требований кредиторов.
Иными словами, обращаться к конкурсному управляющему с уведомлением об отказе от договора или предложением заключить соглашение о расторжении договора не требуется.
Подчеркнем, что принципиально кредитор не лишен права потребовать расторжения договора субподряда или заявить отказ от исполнения договора при наличии необходимых оснований. Как отмечено в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.12.2017 N Ф02-6045/17 по делу N А33-19898/2015, с учетом обеспечения необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, соблюдения принципа свободы договора возбуждение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) не предполагает ограничение прав кредитора на расторжение договора. Однако, повторимся, в рассматриваемой ситуации это не имеет практического смысла.
Также заметим, что при определенных обстоятельствах сохранение договора может быть более выгодным для кредитора.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан
Ответ прошел контроль качества
8 августа 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В частности, договор коммерческой концессии прекращается при объявлении правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом) в силу прямого указания закона (п. 4 ст. 1037 ГК РФ).