Организация ранее состояла в реестре субъектов естественной монополии по передаче электрической энергии и приказом от 19.06.2023 по заявлению была исключена из указанного реестра. Какие следуют для организации последствия, вызванные потерей статуса субъекта естественной монополии? Более 50% уставного капитала принадлежит государственным корпорациям, в связи с чем организация применяет Закон N 223-ФЗ. Не прекратится ли эта обязанность?
Согласно ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Под естественной же монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В сферах деятельности субъектов естественных монополий, перечисленных в статье 4 Закона N 147-ФЗ, образуются органы регулирования естественных монополий (п. 1 ст. 9 указанного закона). К основным функциям органов регулирования естественных монополий отнесено, в частности, формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль (ст. 10 Закона N 147-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 11 Закона N 147-ФЗ органы регулирования естественных монополий вправе принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него.
По смыслу положений Закона N 147-ФЗ, признание хозяйствующего субъекта субъектом естественной монополии ставится в зависимость от факта осуществления им деятельности в сфере естественной монополии, а не от внесения его в соответствующий реестр. Как разъяснено в письме Федеральной антимонопольной службы от 6 июля 2018 г. N АЦ/51469/18, реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих организаций о включении их в Реестр либо исключении их из Реестра. При этом отсутствие хозяйствующего субъекта в Реестре субъектов естественных монополий не может свидетельствовать об отсутствии у него статуса естественной монополии (смотрите также определение Верховного Суда РФ от 27.10.2017 N 305-ЭС17-12788 по делу N А41-40556/2016, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.04.2018 N Ф03-1117/2018 по делу N А73-14308/2017). В случае отсутствия хозяйствующего субъекта в реестре субъектов естественной монополии, принадлежность хозяйствующего субъекта к субъектам естественных монополий определяется путем установления факта осуществления им деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона N 147-ФЗ, а также соответствия его признакам, указанным в статье 3 Закона N 147-ФЗ.
И наоборот, включение хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий формально (до исключения его из указанного реестра) свидетельствует о наличии у него статуса субъекта естественной монополии и, следовательно, о необходимости выполнения им обязанностей, возлагаемых на таких субъектов. Как следует из п. 76 Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 13 октября 2010 г. N 481-э, основанием для принятия решения о прекращении регулирования деятельности субъекта естественной монополии и исключения сведений о нем из соответствующего реестра может быть прекращение владения хозяйствующим субъектом имуществом, предназначенного для производства товаров (оказания услуг) в сферах естественных монополий, прекращение фактического осуществления им деятельности на соответствующем товарном рынке в условиях естественной монополии, утрата хозяйствующим субъектом, в отношении которого осуществляется регулирование, статуса юридического лица и, наконец, прекращение статуса субъекта естественной монополии в связи с вступлением в силу решения суда.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации исключение АО из реестра естественных монополий означает, что оно более не отвечает критерием субъекта естественной монополии и на него более не возлагаются обязанности, предусмотренные Законом N 147-ФЗ для таких субъектов. К указанным обязанностям относятся, в частности (ст. 8 Закона N 147-ФЗ):
- обязанность заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом N 147-ФЗ, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары;
- представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии и проекты планов капитальных вложений;
- предоставлять доступ на товарные рынки на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства;
- вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации и (или) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;
- обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях и перечислена в п. 5 ст. 8 Закона N 147-ФЗ.
Кроме того, исключение хозяйствующего субъекта из упомянутого в вопросе реестра означает, как нам представляется, дальнейшую невозможность применения к нему и его руководителю последствий, предусмотренных ст. 15, 17 Закона N 147-ФЗ, за действия (бездействие), допущенные в период после внесения соответствующих изменений в реестр, и, разумеется привлечения за такие действия, совершенные после прекращения статуса субъекта естественной монополии к ответственности, предусмотренной КоАП РФ для субъектов естественных монополий (смотрите, в частности, ст. 9.21, ч. 2 ст. 14.31, ст. 19.8.1 КоАП РФ).
В заключение подчеркнем, что само по себе исключение из реестра субъектов естественных монополий хозяйствующего субъекта, обязанного осуществлять закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Закон N 223-ФЗ), не имеет правового значения. Если основанием для применения АО положений указанного закона, как в рассматриваемой ситуации, являлось то обстоятельство, что в уставном капитале АО более пятидесяти процентов долей принадлежит государственным корпорациям, это основание для применения Закона N 223-ФЗ сохраняется, а бывший субъект естественной монополии обязан при осуществлении закупок руководствоваться указанным законом и действующим у него положением о закупке.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества
27 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.