Организация закупила паяльную пасту с содержанием серебра для перепродажи. Появилась ли у организации обязанность зарегистрироваться как организации, работающей с драгоценными металлами, в ГИИС ДМДК?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организации необходимо состоять на специальном учете и передавать сведения в ГИИС ДМДК.
Обоснование вывода:
Согласно Перечню видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена (утвержден Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179), драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них, драгоценные камни и изделия из них являются вещами, ограниченными в обороте, в связи с чем к субъектам, осуществляющим их оборот, предъявляются особые требования. Особенности оборота драгоценных металлов, изделий из них и лома таких изделий определены Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ), а также принятыми в его исполнение нормативными правовыми и нормативными актами.
Закон N 41-ФЗ определяет в качестве драгоценных металлов золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях. Таким образом, паяльная паста с содержанием серебра подпадает под указанное определение.
В целях государственного регулирования оборота драгоценных металлов ст. 10 Закона N 41-ФЗ, п. 2 Правил ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (утверждены постановлением Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 1052, далее - Правила) предусматривают, что юридические лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами (за рядом исключений), подлежат постановке на специальный учет.
При этом под операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями Закон N 41-ФЗ понимает:
- действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни;
- изменение их физического состояния или содержания в любых веществах и материалах;
- перемещение, в том числе перевозка;
- ввоз в РФ и вывоз из РФ.
Таким образом, организации, осуществляющие хотя бы одну из этих операций, подлежат постановке на специальный учет.
При этом п. 2 Правил установлен перечень исключений (перечень лиц, которые не подлежат постановке на специальный учет даже при осуществлении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями). Данный перечень является исчерпывающим. В частности, подп. и) п. 2 Правил предусмотрено такое исключение, как организации, использующие для ремонта машин и оборудования, приборов, инструментов, электронной техники, пускорегулирующих устройств и устройств автоматики, электрических устройств химические соединения, сплавы, припои, содержащие драгоценные металлы. Из системного анализа данных положений, а также иных исключений, установленных п. 2 Правил, следует вывод, что не вставать на специальный учет имеют право исключительно субъекты, использующие уже готовые вещества и материалы, содержащие драгоценные металлы, исключительно для собственных нужд, при этом данный вид деятельности должен быть единственным видом деятельности с драгоценными металлами. Субъекты же, осуществляющие перепродажу продукции, содержащей драгоценные металлы, под эти исключения не подпадают.
При этом законодательство РФ не устанавливает каких-либо иных исключений в зависимости от объема оборота драгоценных металлов, их назначения, формы или содержания в продукции.
Таким образом, организация, которая занимается перепродажей серебросодержащих паст, обязана состоять на специальном учете.
Специальный учет представляет собой ведение реестра осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями организаций и индивидуальных предпринимателей без взимания за это платы и осуществляется посредством включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в реестр (ст. 1 Закона N 41-ФЗ, п. 3 Правил). Реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ведется Федеральной пробирной палатой (далее - уполномоченный орган) в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее - ГИИС ДМДК). Порядок ведения реестра и форма реестра определяются Федеральной пробирной палатой.
Согласно п. 5 Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели регистрируются в ГИИС ДМДК в целях постановки на специальный учет в течение 30 календарных дней с даты их государственной регистрации (при заявлении кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, связанных с производством, переработкой и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней) либо внесения соответствующих изменений в их учредительные документы. При отсутствии соответствующих ОКВЭД при заполнении заявления на постановку на учет необходимо указать вид операций, осуществляемых с драгоценными металлами.
Включенному в данный реестр лицу присваивается учетный номер. Уведомление о принятии решения о включении в реестр, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица уполномоченного органа, размещается в ГИИС ДМДК в личном кабинете юридического лица (п. 8 Правил).
Также необходимо отметить, что согласно ст. 12.2 Закона N 41-ФЗ организации обязаны также передавать сведения в ГИИС ДМДК. Кроме того, на указанных субъектов возлагаются обязанности по надлежащей организации учета и хранения драгоценных металлов (Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. N 731 "Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности"), а также по исполнению требований, предусмотренных для субъектов Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (ст. 5, 7 данного закона).
Мы постарались оказать максимальное содействие в решении вопроса. Просим учесть, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением иных специалистов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена
Ответ прошел контроль качества
16 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.