Является ли значок с надписью "Хит продаж" (с пояснением "по нашему мнению" или подобным) на изображении товара в интернет-магазине рекламой? И необходимо ли владельцу интернет-магазина передавать сведения о такого рода рекламе оператору рекламных данных для присвоения рекламе идентификатора в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона "О рекламе"?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Значок с надписью "Хит продаж" на изображении товара в интернет-магазине является рекламой.
Владелец интернет-магазина обязан передавать информацию о такой рекламе оператору рекламных данных, если такая обязанность не возложена соответствующим договором на рекламораспространителя или оператора рекламной системы.
Обоснование вывода:
I. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В практике антимонопольных органов размещение в отношении какого-либо товара фразы "Хит продаж" однозначно квалифицируется как реклама (смотрите, например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 10 октября 2017 г. N 06-06/74-2017, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 17 мая 2011 г.).
При этом сопровождение указанной фразы пояснением "по нашему мнению" или аналогичным не влияет на квалификацию данной информации в качестве рекламы, а лишь увеличивает степень её достоверности. Как указано в п. 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).
II. В соответствии с чч. 3, 5 ст. 18.1 Закона о рекламе рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, и соответствующие критериям, определенным Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Указанные лица обязаны предоставлять или обеспечивать предоставление такой информации в орган исполнительной власти через владельцев программ для электронных вычислительных машин, предназначенных для установления факта распространения рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", уполномоченных указанным федеральным органом исполнительной власти осуществлять учет рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставлять информацию в такой федеральный орган исполнительной власти (далее - оператор рекламных данных).
Распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" допускается при условии присвоения оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы, который представляет собой уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламы и учета информации о такой рекламе (ч. 17 ст. 18.1 Закона о рекламе).
В соответствии с Критериями, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 25 мая 2022 г. N 948, к лицам, обязанным предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламе, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, относятся рекламодатели, являющиеся юридическими или физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, за исключением рекламодателей, обладающих исключительным правом на объекты рекламирования и (или) являющихся изготовителями или продавцами товаров, информацию о распространенной в сети "Интернет" рекламе которых в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций через оператора рекламных данных обязаны предоставлять рекламораспространители, операторы рекламных систем в рамках исполнения договорных обязательств с такими рекламодателями и (или) лицами, уполномоченными рекламодателями.
Таким образом, интернет-магазин, размещающий значок с надписью "Хит продаж", обязан передавать информацию о такой рекламе оператору рекламных данных, если такая обязанность не возложена соответствующим договором на рекламораспространителя или оператора рекламной системы.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
Ответ прошел контроль качества
16 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.