Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Какой перечень документов нужно запросить у заказчика, чтобы удостовериться в его добросовестности? Какой перечень документов нужно запросить у поставщика (исполнителя) для подтверждения добросовестности?

Какой перечень документов нужно запросить у заказчика, чтобы удостовериться в его добросовестности? Какой перечень документов нужно запросить у поставщика (исполнителя) для подтверждения добросовестности?

Перед заключением договора с контрагентом (как с заказчиком, так и с поставщиком) во избежание правовых рисков целесообразно совершить следующие действия:

  • осуществить проверку юридического статуса контрагента: выяснить, действительно ли он существует как хозяйствующий субъект, проверить адрес контрагента;
  • проверить полномочия представителя контрагента на совершение сделки;
  • проверить по данным ЕФРС, ЕГРЮЛ, не введена ли в отношении контрагента процедура банкротства; обратиться к сведениям ЕГРЮЛ, чтобы проверить, не находится ли контрагент в процессе реорганизации или ликвидации;
  • удостовериться в отсутствии обременений прав или иных ограничений в отношении имущества организации-контрагента.

С учетом особенностей сделки (например, если цена договора является значительной для организации) может оказаться целесообразным принять меры к поиску доступных сведений о деловой репутации контрагента, опыте исполнения им аналогичных договоров, наличии у него необходимых материальных ресурсов и т.д.

Сбор информации можно осуществить следующими способами:

  • обратиться к контрагенту с просьбой предоставить необходимую информацию;
  • обратиться к общедоступным источникам информации (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕФРС, интернет-сайт ФНС России);
  • получить данные бухгалтерской отчетности контрагента.

Рассмотрим подробнее.

В целях проверки у потенциальных контрагентов зачастую просят представить определенную документацию (учредительные документы, свидетельство о присвоении ИНН, выписки из ЕГРЮЛ и другое). Вместе с тем общедоступную информацию о контрагенте можно получить и иными способами, например обратившись к федеральным информационным ресурсам (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕФРС). Сведения, полученные из этих ресурсов, позволяют убедиться в том, действительно ли то или иное юридическое лицо создано, т.е. обладает необходимой правоспособностью, чтобы быть участником сделок, не имеется ли у него признаков банкротства. А сведения реестра о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в значительной степени снижают риск заключения договора неуполномоченным лицом. Кроме того, обратившись к базе данных ЕГРЮЛ и ЕФРС, можно выяснить, не внесена ли в эти реестры запись о недостоверности сведений о физическом лице как о лице, обладающем полномочиями действовать от имени юридического лица без доверенности (подп. "з.1 п. 7 ст. 7.1, п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон N 129-ФЗ).

Проверка полномочий лица, действующего от имени контрагента

В случаях, когда договор заключается через представителя, можно проверить его полномочия следующим образом:

  • если он действует на основании доверенности, - попросив представить оригинал доверенности. Отметим, что сведения о нотариально удостоверенных доверенностях являются общедоступными (п. 1 ч. 1 ст. 34.4 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I)*(1).
  • если представитель действует без доверенности, - ознакомившись с копией (заверенной надлежащим образом) решения об избрании или приказа о назначении на должность и о его полномочиях действовать от имени юридического лица без доверенности либо со сведениями о юридическом лице, содержащимися в ЕГРЮЛ, в которых отображены данные лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности (обычно это директор, генеральный директор)*(2).

В спорных ситуациях, связанных с подтверждением полномочий лица, имеющего право действовать от имени организации-контрагента без доверенности, правовое значение имеет прежде всего ознакомление стороны сделки с общедоступными источниками информации о контрагенте, в частности, со сведениями о нем, которые содержатся в ЕГРЮЛ. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Судебная практика выработала правовую позицию, согласно которой лицо, которое не входит в состав органов юридического лица и не является его учредителем или участником (третье лицо), по общему правилу не обязано проверять учредительный документ юридического лица с целью выявления ограничений или разграничения полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица или нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга либо совместно. Если в договоре указано, что лицо, которое заключает его от имени организации, действует на основании ее устава, это само по себе не означает, что другая сторона договора ознакомлена с полномочиями этого лица, которые содержатся в уставе. По общему правилу третье лицо вправе исходить из неограниченности полномочий лиц, которые указаны в ЕГРЮЛ как лица, имеющие право действовать от имени контрагента без доверенности. Если лицо, уполномоченное выступать от имени юридического лица, совершило сделку с превышением полномочий, определенных учредительным документом, такая сделка может быть признана недействительной по данному основанию лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства будет доказано, что в момент совершения сделки другая ее сторона знала или заведомо должна была знать об ограничениях полномочий на совершение такой сделки, установленных учредительным документом контрагента (п. 22 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).

Эта позиция получила развитие в п. 6 Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах (утвержден Президиумом ВС РФ 25.12.2019), в соответствии с которым опубликование учредительного документа юридического лица, в том числе в сети Интернет, само по себе не создает презумпцию знания контрагентом его содержания. Как отмечается, вывод о том, что в случае если устав общества размещен в сети Интернет, другая сторона сделки, действуя добросовестно и разумно, должна была с ним ознакомиться, является неверным, возлагает на другую сторону сделки обязанность изучать устав общества и перекладывает на нее бремя доказывания того, что она не знала и не должна была знать о его содержании, только в силу того, что учредительный документ размещен в сети Интернет, а это не соответствует п. 1 ст. 174 ГК РФ и п. 22 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25.

Таким образом, если у контрагента не будет запрошен устав с целью проверки полномочий его единоличного исполнительного органа на совершение сделок, само по себе это не повлечет негативных правовых последствий для лица, вступающего в правоотношения с таким контрагентом.

Проверка правоспособности контрагента

Помимо общей правоспособности юридического лица, которая возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49 ГК РФ), существует еще и специальная правоспособность, которая может быть обусловлена, например, необходимостью лицензирования деятельности или необходимостью членства в саморегулируемой организации или наличия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (п. 1 ст. 49 ГК РФ; подробнее о правоспособности юридического лица смотрите в отдельном материале Энциклопедии решений). Поэтому в ряде случаев целесообразным будет убедиться в наличии у контрагента необходимых разрешений. Вместе с тем совершение сделки лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, не влечет ее недействительности. В таком случае другая сторона сделки вправе отказаться от договора и потребовать возмещения причиненных убытков (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ, смотрите также п. 89 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25).

Специальная правоспособность может быть обусловлена также, например, целями деятельности организации, определенными законом и (или) указанными в ее учредительном документе. В этом случае сделка, совершенная в противоречии с такими целями, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или иного лица, в интересах которого установлено ограничение. Однако это возможно только при наличии доказательств, что другая сторона сделки знала или должна была знать о таком ограничении (ст. 168, 173 ГК РФ).

Проверяя правоспособность контрагента, можно обратиться к данным ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕФРС, которые в том числе содержат сведения о выданных юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю лицензиях (подп. "м" п. 1, подп. "м" п. 2 ст. 5, подп. "м" п. 7 ст. 7.1 Закона N 129-ФЗ), ЕФРС, в который вносятся сведения о членстве юридического лица в саморегулируемых организациях (ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ), а также к учредительным документам контрагента, которые могут содержать цели деятельности организации.

Стандарт обоснованного выбора контрагента для целей налогообложения

Налоговые органы придерживаются позиции, согласно которой применяемый в обороте стандарт обоснованного выбора контрагента (коммерческая осмотрительность) применим и в налоговых правоотношениях. В связи с этим подчеркивается, что по условиям делового оборота при осуществлении выбора контрагента субъекты предпринимательской деятельности оценивают, как правило, не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта; а при совершении значимых сделок, например по поводу дорогостоящих объектов недвижимости, изучают историю взаимоотношений предшествующих собственников и принимают тому подобные меры.

Иными словами, для минимизации налоговых рисков перед заключением договора с контрагентом следует оценить, насколько это возможно, способность контрагента исполнить договорные обязательства. Разумеется, этот подход применим с учетом принципа разумности поведения налогоплательщика и с учетом масштаба и характера сделки.

Следование такому подходу не является обязательным, но поможет свести к минимуму риск квалификации контрагента со стороны налогового органа как "технической" компании, фиктивно (лишь для вида) привлеченной к исполнению договорных обязательств, и риск того, что налоговый орган придет к выводу об осведомленности налогоплательщика о фиктивном характере деятельности контрагента (пп. 13-15 письма ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@).

Удостовериться в благонадежности контрагента можно, в частности, попросив контрагента представить выписку с результатами оценки его финансово-хозяйственного состояния и иной информации, характеризующей его деятельность, сформированную через интерактивный сервис "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" в соответствии с Методикой, утвержденной приказом ФНС России от 24.03.2023 N ЕД-7-31/181@ (далее - Методика). Критерии, по которым проводится оценка, приведены в пп. 6, 7 Методики. Выписка формируется в "Личном кабинете налогоплательщика юридического лица" в формате pdf с электронной подписью должностного лица и может быть проверена по QR-коду либо через сайт ФНС России (пп. 3, 9 Методики).

Кроме того, на сайте ФНС России размещен сервис "Реестр субсидиарных ответчиков". Он содержит данные о лицах, привлеченных к субсидиарной ответственности по делам с участием налоговых органов (в частности, в рамках и вне рамок дела о банкротстве, взыскании убытков, ущерба, долгов с зависимых лиц). Сервис призван упростить анализ контрагента на наличие связей с лицами, которые намеренно уклонялись от исполнения обязательств или довели компанию до банкротства (информация ФНС России от 12.05.2023).

Получение данных бухгалтерской (финансовой) отчетности контрагента

Информация, содержащаяся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, не является коммерческой тайной и открыта для всех заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. (ч. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ). В связи с этим организация при получении от своего контрагента соответствующего запроса должна обеспечить ему возможность ознакомиться с данными годовой бухгалтерской отчетности. Предоставлять ли бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату, организация вправе решать самостоятельно. С 01.01.2020:

- в Росстате можно запросить данные годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014-2018 гг. при наличии ее в информационном ресурсе, сформированном до 1 января 2020 г. Такую услугу Росстат будет оказывать до истечения срока хранения указанной бухгалтерской отчетности, установленного ч. 1 ст. 29 Закона N 402-ФЗ, то есть не менее пяти лет после отчетного года (сообщение Минфина России 13.12.2018 N ИС-учет-12). Иными словами, доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014-2018 гг. будет обеспечиваться Росстатом до окончания 2023 г.;

- в ФНС России можно запросить данные годовой бухгалтерской отчетности организаций начиная с отчетности за 2019 год. За отчетные периоды, истекшие до 1 января 2019 г., доступ к бухгалтерской отчетности организаций ФНС России предоставлять не будет.

Как получить данные годовой бухгалтерской отчетности за периоды начиная с 2019 года в ФНС России?

Интернет-сервис ГИР БО, позволяющий бесплатно получить информацию о бухгалтерской (финансовой) отчетности любой организации, доступен для всех пользователей с мая 2020 года. Регламент по предоставлению данных из ГИР БО утвержден приказом ФНС России от 25.11.2019 N ММВ-7-1/586@ (далее - Регламент). Доступ к информации имеют все заинтересованные лица (ч. 9 ст. 18 Закона 402-ФЗ). Причем речь идет о доступе к полному комплекту годовой бухгалтерской отчетности и аудиторскому заключению о ней. Запрос о предоставлении информации о конкретном экономическом субъекте, содержащейся в ГИР БО, представляется только в электронной форме с использованием Единого портала (при наличии технической возможности) или интернет-сервиса (п. 15 Регламента).

Запрос о предоставлении информации в рамках абонентского обслуживания может быть представлен (п. 16 Регламента)*(3): непосредственно в налоговый орган или МФЦ в письменной форме или посредством почтового отправления в налоговый орган; в электронной форме - через Единый портал (при наличии технической возможности) или интернет-сервис с учетом особенностей, предусмотренных разделом III Регламента.

Информация о конкретном экономическом субъекте предоставляется бесплатно в день регистрации запроса в интернет-сервисе, размещенном на сайте ФНС. И только в случаях, определенных Правительством РФ, за предоставление информации будет взиматься плата. В настоящее время Правительством РФ установлена плата за предоставление в электронном виде информации, содержащейся в ГИС бухгалтерской (финансовой) отчетности, в форме годового абонентского обслуживания. Стоимость такого обслуживания определена в размере 200 000 руб. за одно рабочее место (п. 1 постановления Правительства РФ от 25.06.2019 N 811)*(4). 

Получение данных налогового учета контрагента 

В соответствии с п. 9 ст. 84 НК РФ сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной. К таким сведениям относятся и данные налогового учета. Согласно п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов. Статья 313 НК РФ прямо указывает, что содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной.

Не признаются налоговой тайной сведения, перечисленные в подп. 1-13 п. 1 ст. 102 НК РФ. К ним отнесены, например, сведения:

  • являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика (плательщика страховых взносов);
  • об ИНН;
  • о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения;
  • о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения таких сведений на официальном сайте ФНС России;
  • о суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору в отдельности), уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения таких сведений на официальном сайте ФНС России (без учета сумм налогов и сборов, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а также сумм налогов, уплаченных налоговым агентом), о суммах страховых взносов;
  • о суммах доходов и расходов организации по данным ее бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, предшествующий году размещения таких сведений на официальном сайте ФНС России.

Налогоплательщик может дать налоговому органу согласие на предоставление сведений о нем, составляющих налоговую тайну, иному лицу, причем согласие может касаться как всех сведений о налогоплательщике, полученных налоговым органом, так и их части. Согласие на представление налоговым органом сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, иному лицу или признание таких сведений общедоступными направляется в налоговый орган в электронной форме в порядке, который утвержден приказом ФНС России от 14.11.2022 N ЕД-7-19/1085@.

С 01.06.2016 закон предусматривает размещение ряда сведений об организации, не признаваемых налоговой тайной, в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России, если эти сведения не относятся к государственной тайне (п. 1.1. ст. 102 НК РФ). Речь идет о сведениях об организации, указанных в подп. 3 (в части сведений о суммах задолженности при ее наличии, налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и в подп. 7, 9-11 п. 1 ст. 102 НК РФ. Как установлено в п. 1.1 ст. 102 НК РФ, такие сведения по запросам не предоставляются, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В целях размещения на сайте ФНС России соответствующие сведения формируются в наборы открытых данных по каждой организации, находятся в открытом доступе не менее года, следующего за днем их размещения на сайте ФНС России, и обновляются в установленные сроки. С 2018 года наборы открытых данных размещаются в отношении хозяйственных товариществ и обществ (за отдельными исключениями), размещение же таких данных в отношении организаций иных правовых форм, а также отдельных категорий организаций (крупнейших налогоплательщиков, предприятий оборонно-промышленного комплекса и ряда иных) произойдет только в 2030 году (приложение к приказу ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-14/729@).

Таким образом, в настоящее время некоторые сведения об организации, относящиеся к исполнению ею обязанностей налогоплательщика (плательщика страховых взносов), являются общедоступными; для их получения заинтересованному лицу обращаться в налоговые органы не требуется. Отметим, что и до 01.06.2016 специалисты ФНС России высказывали мнение об отсутствии у налоговых органов обязанности предоставлять по запросу налогоплательщиков информацию о том, выполняют ли их потенциальные контрагенты свои налоговые обязательства (смотрите письмо от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@).

Любое заинтересованное лицо вправе получить сведения о юридическом или о физическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН)*(5). Такие сведения предоставляются в виде выписки из ЕГРН. Объем предоставляемых сведений напрямую зависит от того, кто обратился за такими сведениями. Получить сведения в полном объеме организация, физическое лицо могут только в отношении себя. Если заявитель запрашивает информацию о третьем лице, из перечня сведений ЕГРН ему предоставляется информация только об ИНН и КПП юридического лица и об ИНН физического лица (п. 18 Административного регламента Федеральной налоговой службы предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из ЕГРН, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2014 N 178н). Эти же данные (сведения об ИНН юридического лица или ИП, а также о КПП юридического лица) можно беспрепятственно получить, обратившись к размещенному на официальном сайте ФНС России в сети Интернет (https://www.nalog.ru) электронному сервису "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента". С помощью данного сервиса можно получить и ряд других сведений.

Положениями Налогового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов ограничивается возможность распространения соответствующих сведений контролирующими органами. Сама же организация вправе самостоятельно определять, предоставлять ли (и в каком объеме) сведения о себе как о налогоплательщике другим лицам. Кроме того, организация может определить, что данные налогового учета являются ее коммерческой тайной (ст. 3, ст. 10 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"). Режим коммерческой тайны может быть установлен в отношении любой экономической информации, имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Для этого необходимо включить соответствующую информацию в перечень сведений, содержащих коммерческую тайну, определить порядок обращения с этой информацией, установить контроль за таким обращением и определить круг лиц, которые могут иметь доступ к информации (получать ее), нанести на документы гриф "Коммерческая тайна" и урегулировать отношения по использованию коммерческой тайны с работниками и контрагентами.

Формы документов:

  • Пример заполнения Запроса о предоставлении государственной услуги по предоставлению информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, включающей совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, предоставляемой в форме годового абонентского обслуживания одного рабочего места с использованием интернет-сервиса в электронном виде (Форма по КНД 1110308) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, март 2020 г.);
  • Пример заполнения Запроса для получения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а также аудиторского заключения о ней за отчетные периоды 2014-2018 годов (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, август 2020 г.);
  • Примерная форма заявления в налоговый орган о предоставлении сведений о счетах должника (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
  • Примерная форма письма-запроса о предоставлении документов для заключения договора(ов) в целях проявления должной осмотрительности при выборе контрагента (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ). 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Гентовт Ольга 

Ответ прошел контроль качества 

1 июня 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Ознакомиться с ними можно в сети Интернет по адресу: http://reestr-dover.ru/. При вводе в специальную форму на этом сайте даты удостоверения доверенности, ее регистрационного номера, а также фамилии, имени, отчества нотариуса, ее удостоверившего, система позволяет подтвердить наличие нотариально удостоверенной доверенности с указанными реквизитами. Если доверенность отменена, также будут указаны сведения об этом.

*(2) Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. В этом случае соответствующие сведения вносятся в ЕГРЮЛ. В частности, в отношении каждого лица, которому предоставлено право действовать от имени юридического лица, в реестре дополнительно указываются сведения о том, действует оно совместно с другими лицами или независимо от них (подпп. "л" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).

*(3) Форма запроса о предоставлении информации приведена в приложении N 1 к Регламенту.

*(4) В 2022 году организациям, обязанным представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формирующую ГИРБО, было предоставлено право ограничить доступ к информации, содержащейся в такой отчетности. Более подробно о получении данных бухгалтерской (финансовой) отчетности контрагента смотрите в отдельном материале Энциклопедии решений.

*(5) Смотрите также материал: Энциклопедия решений. Выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков (май 2023 г.).