Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Орган местного самоуправления (городское поселение) планирует приобрести автомобиль ГАЗель (пассажирский) для перевозки взрослых и детей на соревнования по межгородскому маршруту. Автомобиль подлежит закреплению за органом власти, имеющим статус казенного учреждения. Перевозка бесплатная, будет осуществляться работником учреждения. Какие документы необходимо получить для перевозки? Установлены ли какие-то особенности для органов местного самоуправления при получении разрешительной документации (лицензии, иных) для перевозки пассажиров?

Орган местного самоуправления (городское поселение) планирует приобрести автомобиль ГАЗель (пассажирский) для перевозки взрослых и детей на соревнования по межгородскому маршруту. Автомобиль подлежит закреплению за органом власти, имеющим статус казенного учреждения. Перевозка бесплатная, будет осуществляться работником учреждения. Какие документы необходимо получить для перевозки? Установлены ли какие-то особенности для органов местного самоуправления при получении разрешительной документации (лицензии, иных) для перевозки пассажиров?

В силу п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, определен в Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона N 99-ФЗ соискателем лицензии могут являться юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии.

Согласно п. 24 ст. 12 упомянутого Закона деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию. Понятие "автобус" означает транспортное средство категории M2 или M3, за исключением троллейбуса (п. 3 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1616, далее - Положение).

В соответствии с разделом 4 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 59848-2021 "Автомобильные транспортные средства категорий М2, М3. Технические требования и методы испытаний" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 12.11.2021 N 1493-ст):

  • категория М2 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т;
  • категория М3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.

В состав лицензируемой деятельности включаются перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд (п. 4 Положения).

Как мы поняли из вопроса, в рассматриваемом случае орган местного самоуправления планирует осуществлять перевозки физических лиц с использованием транспортного средства, оборудованного более чем восемью пассажирскими местами, то есть автобуса. Поскольку этот вид деятельности подлежит лицензированию, для его осуществления необходимо обратиться в территориальный орган Ространснадзора (п. 2 Положения) за получением лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами.

Как следует из изложенного, соискателем лицензии может являться юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Каких-либо исключений для юридических лиц, существующих в организационно-правовой форме казенного учреждения, законодательство не устанавливает. Следовательно, орган местного самоуправления, обладающий статусом муниципального казенного учреждения, вправе обратиться в лицензирующий орган с соответствующим заявлением и получить упомянутую лицензию.

Порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами установлен Положением.

Согласно п. 5 Положения соискатель лицензии обязан:

  • назначить работника соискателя лицензии, прошедшего в порядке, установленном Министерством транспорта РФ в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения;
  • иметь лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) или заключить договор оказания услуг по проведению таких медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с медицинской организацией, или иной организацией, или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);
  • владеть автобусами на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем), которые предполагается использовать для осуществления лицензируемой деятельности.

Для получения лицензии в силу п. 6 Положения соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган в форме электронных документов посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" заявление о предоставлении лицензии, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, и следующие прилагаемые к нему документы:

  • копия приказа о назначении ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения - в случае, если лицензируемая деятельность будет осуществляться наемным работником соискателя лицензии;
  • копия договора с медицинской организацией или иной организацией, или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), - в случае, если такие медицинские осмотры водителей осуществляются в соответствии с такими договорами;
  • копии документов, подтверждающих основание владения автобусами соискателя лицензии (если такие автобусы не являются собственностью соискателя лицензии, а используются на ином законном основании);
  • опись прилагаемых документов (смотрите также п. 20 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (утвержден приказом Ространснадзора от 24.12.2020 N ВБ-904фс, далее - Регламент).

Форма заявления о предоставлении лицензии содержится в приложении N 1 к Регламенту.

Согласно п. 8 Положения лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования:

  • использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы, принадлежащие лицензиату на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем), информация о которых внесена в реестр лицензий;
  • осуществлять деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения посредством исполнения должностных обязанностей работником, назначенным приказом лицензиата ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшим в порядке, установленном Министерством транспорта РФ в соответствии со ст. 20 Закона N 196-ФЗ, аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью;
  • заключить в отношении коммерческих перевозок договор (договоры) обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном";
  • заполнять путевые листы в порядке, установленном Министерством транспорта РФ в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
  • допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта РФ в соответствии со ст. 20 Закона N 196-ФЗ, предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
  • осуществлять техническое обслуживание автобусов лицензиата в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей этих транспортных средств;
  • обеспечивать стоянку автобусов лицензиата на территории городских поселений, городских округов, гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении их из рейсов и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным Министерством транспорта РФ в соответствии со ст. 20 Закона N 196-ФЗ;
  • передавать сведения о пассажирах и персонале (об экипаже) автобуса лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (об экипаже) автобусов лицензиата в случаях и в порядке, которые предусмотрены ст. 11 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";
  • допускать к управлению автобусами лицензиата водителей, состоящих в трудовых отношениях с лицензиатом в соответствии с ТК РФ, которые имеют российское национальное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории D или иностранное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории D - для водителей, являющихся гражданами Киргизской Республики, а также гражданами государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального языка, а в случае организованной перевозки группы детей - водителей, которые соответствуют также требованиям Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1527 (далее - Правила перевозки детей);
  • соблюдать установленные Министерством транспорта РФ в соответствии со ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей;
  • осуществлять предусмотренные Правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта РФ от 30.04.2021 N 145, инструктаж водителя автобуса лицензиата, планирование мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, анализ дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов лицензиата и правонарушений, совершенных водителями при управлении ими;
  • проводить стажировки водителей автобусов лицензиата, предусмотренные утвержденным Министерством транспорта РФ в соответствии со ст. 328 ТК РФ порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта;
  • обеспечивать проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) водителей или в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения РФ.

После предоставления лицензии лицензирующий орган включает в реестр лицензий сведения об автобусах лицензиата, а также о дополнительных автобусах лицензиата, приобретенных для осуществления лицензируемой деятельности (п. 9 Положения)

Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с общими правилами о перевозке пассажиров автомобильным транспортом, а также с Правилами перевозки детей в случаях, установленных данными Правилами.

Каких-либо особенностей, связанных с лицензированием деятельности по перевозкам пассажиров автобусами, для муниципальных казенных учреждений (органов местного самоуправления, наделенных таким статусом) законодательство не устанавливает.

Отметим лишь, что казенные учреждения являются некоммерческими организациями, обладающими специальной правоспособностью. Согласно п. 3.1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в уставе казенного учреждения должен содержаться исчерпывающий перечень видов деятельности, которые такое учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Поэтому полагаем, что деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами должна быть отражена в уставе муниципального казенного учреждения или в положении, на основании которого учреждение осуществляет свои функции (чч. 2, 3 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). 

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

  • Энциклопедия решений. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс);
  • Вопрос: Распространяется ли постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" на перевозку своих работников собственным транспортом организации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ)
  • Вопрос: Организация доставляет своих работников до места работы автобусом. За доставку работников плата с них не взимается. Автобус принадлежит организации. Маршрут доставки в пределах городской черты (не более 5 км). Обязана ли организация обеспечить страхование перевозимых работников в соответствии с Федеральным законом от 14.06.2012 N 67-ФЗ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2019 г.)
  • Вопрос: Какие документы требуются при приеме на работу водителя легкового автомобиля? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2022 г.) 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Баркова Лилия 

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел 

1 июня 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.