Имеются две организации. Из всех видов деятельности, относящихся к субъектам Закона N 115-ФЗ, организации могут эпизодически совершать посреднические сделки с недвижимым имуществом. В каком порядке осуществляется уведомление Росфинмониторинга о предоставлении юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа (параграф 9 подп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ). В каком виде подается форма (электронно/на бумаге)? Какие имеются исключения, освобождающие от обязанности представить такое уведомление?
Статьями 5 и 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) определен перечень организаций и ИП, обязанных принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
В силу абзаца 11 ст. 5 Закона N 115-ФЗ организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (далее - риелторы), являются одним из субъектов Закона N 115-ФЗ.
Согласно разъяснениям, данным в п. 2 информационного письма Федеральной службы по финансовому мониторингу от 12 мая 2021 г. N 62 "О разъяснении отдельных вопросов применения норм законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества" (далее - Письмо N 62) Росфинмониторинг относит к ним юридических лиц и ИП, зарегистрированных в качестве субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих посредническую деятельность на рынке недвижимого имущества, включая деятельность по подбору вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организации продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц.
Исходя из ОКВЭД организаций, у обоих организаций отсутствуют ОКВЭД, прямо относящие организации к риелторам (группа ОКВЭД 68.31). Вместе с тем согласно письму Федеральной налоговой службы от 22 августа 2019 г. N СА-17-2/229@ "О рассмотрении обращения" присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности. Росфинмониторинг же в п. 2 Письма N 62 поясняет, что принадлежность организаций и ИП к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ определяется исходя из условий заключенных договоров и характера деловых отношений, возникающих в рамках реализации данных договоров и (или) вытекающих из таковых, в том числе и при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД; п. 3 Письма N 62 поясняет, что Закон N 115-ФЗ не содержит каких-либо изъятий, влияющих на обязанность исполнения требований законодательства о ПОД/ФТ; пороговые значения по минимальному количеству клиентов, операций и их сумм отсутствуют; требования законодательства о ПОД/ФТ распространяются на субъектов Закона N 115-ФЗ независимо от того, является ли предоставление посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества их основным видом деятельности или дополнительным.
Таким образом, организация обязана исполнять требования Закона N 115-ФЗ даже в случае эпизодического совершения операций, указанных в п. 2 Письма N 62*(1).
Одной из обязанностей, предусмотренной для субъектов Закона N 115-ФЗ, является выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и информирование о них Росфинмониторинга (ст. 6, подп. 4) п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ). Одной из операций, подлежащих обязательному контролю, является операция по предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа (абзац десятый подп. 4 п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).
В отношении операций, подлежащих обязательному контролю, действует дифференцированный подход к выявлению и предоставлению сведений о них: субъекты Закона N 115-ФЗ представляют сведения о совершаемых их клиентами непосредственно в указанных организациях операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, прямо предусмотренных для них пунктом 4 ст. 6 Закона N 115-ФЗ. Для риелторов перечень операций предусмотрен подп. 8 п. 4 ст. 6 Закона N 115-ФЗ. Рассматриваемая операция в данном пункте отсутствует, следовательно, риелторы не обязаны отчитываться о данной операции.
Тем не менее к компетенции риелторов отнесены иные операции, подлежащие обязательному контролю (предусмотренные подп. 2 п. 1, пп. 1.1, 1.2, 1.9, 2 ст. 6 и п. 1 ст. 7.5 Закона N 115-ФЗ). Данные операции необходимо обновлять, документально фиксировать и информировать о них Росфинмониторинг.
Порядок предоставления сведений в Росфинмониторинг предусмотрен Положением о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям (утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 марта 2014 г. N 209). Согласно пп. 7, 9 Положения информация представляется в Росфинмониторинг в электронной форме путем использования личного кабинета либо на машинном носителе, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. В пп. 7, 12, 13 Особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (приложение к приказу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.02.2022 N 18) конкретизируется, что информация направляется в Росфинмониторинг в виде файла формата XML в кодировке UTF-8 1 (формализованное электронное сообщение, ФЭС), подготавливаемом и направляемом с использованием личного кабинета. Лишь в случае невозможности представления ФЭС в Росфинмониторинг через личный кабинет до устранения причин, препятствующих представлению ФЭС, организация представляет в Росфинмониторинг машинный (оптический или цифровой) носитель информации, содержащий ФЭС, с приложением сопроводительного письма на бумажном носителе без подписания сообщения усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 14).
Для того, чтобы получить доступ к личному кабинету, риелтору необходимо встать на учет в Росфинмониторинге в порядке, предусмотренном Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют контрольные (надзорные) органы (утверждено постановлением Правительства РФ от 27 января 2014 г. N 58) (абзац второй п. 2 ст. 9.1 Закона N 115-ФЗ). Доступ к личному кабинету риелтор получит одновременно с уведомлением о постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга (п. 5 Порядка доступа к личному кабинету и его использования (приложение N 2, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20.07.2020 N 175).
Обращаем внимание, что, помимо операций, подлежащих обязательному контролю, риелторы обязаны исполнять иные требования, предусмотренные для данного вида субъектов, перечисленные в ст. 7 Закона N 115-ФЗ (кратко данный перечень приведен в п. 1 Письма N 62).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Казакова Елена
Ответ прошел контроль качества
19 апреля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Обращаем внимание, что у одной из организаций имеется ОКВЭД 69 "Деятельность в области права и бухгалтерского учета", который также свидетельствует о возможности отнесения организации к субъектам ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ (подробнее об отнесении к данному виду субъектов смотрите в информационном письме Федеральной службы по финансовому мониторингу от 19 июля 2018 г. N 54 "О применении отдельных норм Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001 лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг"). Для данного вида субъектов предусмотрен сокращенный перечень обязанностей (п. 1 ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ; обязанность по отслеживанию операций, подлежащих обязательному контролю, на данных субъектов не возлагается). В случае ведения соответствующей деятельности организации необходимо исполнять данные обязанности независимо от факта отнесения или неотнесения к иным видам субъектов Закона N 115-ФЗ.