Установлены ли какие-то требования к оформлению (условиям) проведения розыгрыша призов, который будет проводиться между посетителями стенда на выставке (не лотерея)?
Прежде всего отметим, что какие-либо правовые нормы, регулирующие порядок и условия розыгрыша призов описанным в вопросе способом, действующее законодательство не содержит.
В частности, такой розыгрыш не может рассматриваться как публичное обещание награды (глава 56 ГК РФ), поскольку обязательным условием вручения последней является совершение награждаемым лицом определенного, заранее объявленного действия (п. 1 ст. 1055 ГК РФ). При этом по смыслу п. 5 ст. 1055 ГК РФ награду получает лишь одно лицо.
Равным образом не является такой розыгрыш и проведением публичного конкурса (глава 57 ГК РФ), так как награда в этом случае также вручается за совершение определенных действий: лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (п. 1 ст. 1057 ГК РФ). Кроме того, следует учитывать, что публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей (п. 2 ст. 1057 ГК РФ).
Безусловно, такой розыгрыш не может быть отнесен и к проведению лотереи или основанной на риске игры (глава 58 ГК РФ). Ведь последние предполагают внесение их участниками ставок для участия в соответствующей лотерее или игре и заключение договора между ними и организаторами лотереи или игры (п. 1 и п. 2 ст. 1063 ГК РФ, пп. 1-3 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", п. 1 ст. 2, п. 13 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях"). Правоприменительная практика также подчеркивает, что маркетинговые акции, сопровождающиеся раздачей призов, не являются лотереей, тотализатором или иной игрой, требующей разрешения соответствующих государственных органов (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 20.01.2020 по делу N 33-2104/2020, апелляционное определение Московского городского суда от 18.07.2014 N 33-28680/14).
Помимо этого, в рассматриваемом случае следует учитывать, что проводимый организацией розыгрыш призов не может быть квалифицирован и как стимулирующее мероприятие (ст. 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"), поскольку условием участия в нем не является приобретение определенного товара, работы или услуги. Следовательно, отсутствует необходимость указывать при рекламе такого мероприятия сроки его проведения, а также источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Таким образом, в данной ситуации мы не усматриваем необходимости соблюдения каких-либо обязательных требований к оформлению или условиям проведения указанного в вопросе розыгрыша.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
24 марта 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.