Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Обязана ли администрация сельского поселения, администрация района на своих официальных сайтах размещать информацию об отключении света в населенных пунктах на вверенной им территории в связи с плановым ремонтами обслуживающих электрических организаций? Или это целиком обязанность этих организаций по размещению этой информации на своих сайтах?

Обязана ли администрация сельского поселения, администрация района на своих официальных сайтах размещать информацию об отключении света в населенных пунктах на вверенной им территории в связи с плановым ремонтами обслуживающих электрических организаций? Или это целиком обязанность этих организаций по размещению этой информации на своих сайтах?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Администрация сельского поселения, администрация района не обязаны размещать информацию на своих официальных сайтах об отключении электроэнергии в населенных пунктах. Это обязанность сетевых, ресурсоснабжающих организаций или организаций, которые от своего имени и в интересах собственника заключают договоры электроснабжения с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.

Обоснование вывода:
Порядок предоставления и прекращения подачи электричества пользователям регламентируется Правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Правила N 442) и Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Согласно подп. м п. 31 Правил N 354 исполнитель (т.е. ресурсоснабжающая организация или организация, которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры электроснабжения с соответствующими ресурсоснабжающими организациями) (п. 10 Правил N 354)) обязан информировать потребителей в порядке и сроки, которые установлены данными Правилами, о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с подп. н п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва.
В порядке п. 30 Правил N 442, в случае если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением. При этом если договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным в отношении такого потребителя с действующим в его интересах гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), предусмотрено, что такое уведомление потребителю передает гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), то он обязан при получении от сетевой организации указанного уведомления в течение 1 суток передать его потребителю способом, позволяющим определить дату и время передачи.
В силу п. 8 Правил N 442 инициатор мероприятия по ограничению режима потребления должен направить потребителю уведомление о предстоящем ограничении режима потребления электрической энергии одним из способов, указанных в данном пункте.
Уведомление потребителя о введении ограничения режима потребления осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения, договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе посредством направления короткого текстового сообщения на номер мобильного телефона, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством направления сообщения на адрес электронной почты, указанный в соответствующем договоре для направления потребителю уведомления о введении ограничения режима потребления, посредством публикации на официальном сайте инициатора введения ограничения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированном в качестве средства массовой информации, посредством включения текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а если указанными договорами ни один из данных способов не определен, посредством опубликования в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что администрация сельского поселения, администрация района не обязаны размещать информацию на своих официальных сайтах об отключении электроэнергии в населенных пунктах. Это обязанность сетевых, ресурсоснабжающих организаций или организаций, которые от своего имени и в интересах собственника заключают договоры электроснабжения с соответствующими ресурсоснабжающими организациями (например, управляющие компании, ТСЖ).

Рекомендуем также ознакомиться материалами:
- Стандарт раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года N 24;
- постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 июля 2018 г. N Ф04-2492/18 по делу N А70-8192/2017:"Учитывая установленные обстоятельства несообщения обществом "Тюменьэнерго" о предстоящем ограничении режима потребления электрической энергии при проведении реконструкции ПС "Чермет" при наличии у него такой обязанности и возможности посредством гарантирующего поставщика, суды пришли к обоснованному выводу о наличии вины как истца (гарантирующего поставщика), так и сетевой компании в причинении убытков физическим лицам, проживающим в спорном доме, и возложили на стороны ответственность за причиненные убытки в равной мере";
- апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 23 августа 2022 г. по делу N 33-12699/2022 (энергосбытовая компания исполнила обязанность по надлежащему информированию населения о плановом отключении электроэнергии, разместив информацию о предстоящем отключении электроэнергии, на своем официальном сайте в сети Интернет);
- решение Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 14 июня 2022 г. по делу N 2-947/2022: "суд находит доводы прокурора о том, что размещение уведомления о предстоящих введениях ограничениях режима потребления электроэнергии путем размещения соответствующей информации на сайте гарантирующего поставщика является ненадлежащим способом уведомления, который не позволяет подтвердить доставку уведомления, необоснованными и противоречащими положениям действующего законодательства";
- апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 13 октября 2022 г. по делу N 33-9802/2022.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жуйко Евгения

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

2 декабря 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.