Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право В настоящее время начата процедура ликвидации МУП (муниципального унитарного предприятия), учредителем которого является Совет муниципального образования. Принято решение о ликвидации, назначена ликвидационная комиссия, опубликовано сообщение в журнале "Вестник государственной регистрации", в регистрирующий орган представлено соответствующее уведомление. Каков дальнейший порядок ликвидации МУПа?

В настоящее время начата процедура ликвидации МУП (муниципального унитарного предприятия), учредителем которого является Совет муниципального образования. Принято решение о ликвидации, назначена ликвидационная комиссия, опубликовано сообщение в журнале "Вестник государственной регистрации", в регистрирующий орган представлено соответствующее уведомление.
Каков дальнейший порядок ликвидации МУПа?

Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется положениями ГК РФ, Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами (п. 6 ст. 35 Закона N 161-ФЗ).
Как следует из вопроса, в рассматриваемом случае процедура ликвидации муниципального унитарного предприятия (далее также - МУП, предприятие) уже начата, определен порядок ликвидации, назначена ликвидационная комиссия, уведомление о ликвидации, о порядке и сроках предъявления требований кредиторами МУП опубликовано в "Вестнике государственной регистрации" и размещено в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц (п. 1 ст. 63 ГК РФ, подп. н.5 п. 7, п. 8 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон N 129-ФЗ), запись о ликвидации предприятия и о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) внесена в ЕГРЮЛ (п.п. 1, 2, 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).

Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

В соответствии с пп. 1, 2 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием наименования "промежуточный ликвидационный баланс" (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 63 ГК РФ), то есть в рассматриваемом случае для его утверждения потребуется принятие решения органом, осуществляющим полномочия учредителя предприятия (как мы поняли из вопроса, этим органом является совет муниципального образования).
Регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ) путем подачи заявления (уведомления) о ликвидации юридического лица по форме N Р15016, которая утверждена приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ (далее - Приказ N ЕД-7-14/617@), с проставлением в п. 2 "Причина представления заявления (уведомления)" цифры 4 (составление промежуточного ликвидационного баланса) (п. 102 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (приложение N 13 к Приказу N ЕД-7-14/617@, далее - Требования)).
Подпись заявителя (председателя ликвидационной комиссии) в упомянутом заявлении (уведомлении) должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, кроме случаев, когда этот документ направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (п. 1.2, подп. "г" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). При этом представлять сам промежуточный ликвидационный баланс не обязательно*(1).
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и предоставлении "нулевой" отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами предприятие должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале "Вестник государственной регистрации" опубликовано сообщение о ликвидации (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 4 ст. 20 Закона N 129-ФЗ, письмо Минфина России от 17.10.2018 N 03-12-13/74446).
Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 5 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Составление и утверждение ликвидационного баланса

После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс, который также утверждается органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 63 ГК РФ). Если у МУПа отсутствует кредиторская задолженность, то, как мы полагаем, выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости и оба ликвидационных баланса (промежуточный и "итоговый") могут быть составлены и утверждены одновременно.
Ликвидационный баланс (по причине отсутствия унифицированной формы) также может быть составлен на основе действующей формы бухгалтерского баланса с указанием наименования "ликвидационный баланс" (письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101). Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителем соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 приложения N 1 к письму ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645).
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество предприятия передается муниципальному образованию как собственнику имущества МУП (п. 8 ст. 63 ГК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 16.08.2019 N 02-07-10/62948, постановление Десятого ААС от 16.08.2022 N 10АП-13891/22).

Государственная регистрация ликвидации предприятия

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
- заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица по форме N Р15016 с проставлением в п. 2 "Причина представления заявления (уведомления)" цифры 7 (завершение ликвидации юридического лица) (п. 102 Требований), подписанное заявителем (подлинность подписи которого, как и в предыдущем случае, по общему правилу удостоверяется нотариально);
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании подп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подп. 1-8 п. 2 ст. 6 и пп. 2 и 2.4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (представление данного документа необязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
Документы представляются непосредственно в регистрирующий орган или через многофункциональный центр, либо направляются почтой, или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Государственная регистрация при ликвидации организации осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона N 129-ФЗ). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а предприятие - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).
Дополнительно отметим, что, помимо перечисленных обязанностей, предусмотренных гражданским законодательством, предприятие обязано сообщить о ликвидации и предстоящем в связи с этим увольнением работников в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"). Работники организации предупреждаются о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения (часть вторая ст. 180 Трудового кодекса РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

18 ноября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите в связи с этим:
- Вопрос: Какие документы представляются в регистрирующий орган при уведомлении о составлении промежуточного ликвидационного баланса? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", декабрь 2020 г.).