Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Возможность объединения двух земельных участков, расположенных в границах разных территориальных зон. Согласно ч. 4 ст. 30 ГрК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Есть ли какие-либо исключения?

Возможность объединения двух земельных участков, расположенных в границах разных территориальных зон. Согласно ч. 4 ст. 30 ГрК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Есть ли какие-либо исключения?

В соответствии с положениями п. 1 ст. 11.2, п. 1 ст. 11.6 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Требования к образуемым земельным участкам установлены ст. 11.9 ЗК РФ.
В силу п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом и другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В силу п. 2 ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Также, в силу подп. 21 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы образуемого земельного участка, в том числе являющегося лесным участком, пересекают границы территориальных зон, лесничеств, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких территориальных зон, лесничеств в документе, на основании которого внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости, или случая образования земельного участка, в том числе являющегося лесным участком, для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также для размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов и иных случаев, установленных федеральным законом.
В абзаце 22 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016) указано, что законы для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета применительно к земельным участкам называют такие основания, как пересечение одной из границ земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, одной из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, или границы территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования, за исключением установленных случаев (пункты 20, 21, 27, 43 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункты 2, 6, 7 части 2 статьи 26 Закона о кадастре).
В соответствии с п. 7-9 ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Согласно п. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
Таким образом, образуемый земельный участок не может одновременно находиться в границах двух и более территориальных зон.
В этой связи смотрите: постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 727/13; постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 апреля 2016 г. N Ф06-7479/16 по делу N А72-5226/2015; апелляционное определение СК по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 ноября 2017 г. по делу N 33а-20914/2017; постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 марта 2015 г. N Ф03-215/15 по делу N А04-2785/2014.
Смотрите также по аналогии:
Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 21 апреля 2022 г. по делу N 2а-580/2022: Разрешая дело по существу, судом установлено, что действительно вновь образуемый земельный участок будет находиться в границах двух территориальных зон, что подтверждается выкопировкой из Правил землепользования и застройки сельского поселения Ягодное муниципального района "адрес", в связи с чем приходит к выводу о том, что оспариваемое уведомление N от ДД.ММ.ГГГГ соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, согласно которым недопустимо нахождение вновь образуемого земельного участка в двух разных территориальных зонах.
Решение Советского районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 15 декабря 2021 г. по делу N 2а-2060/2021: Кроме того, испрашиваемый земельный участок, согласно фрагменту карты градостроительного зонирования территории "адрес" (л.д. 90) расположен в границах двух территориальных зон: в зоне перспективной улично-дорожной сети (ИТ-6), частично в зоне коммунальных и складских объектов (П-2). Недопустимость образования земельных участков в разных территориальных зонах вытекает из принципа земельного законодательства о делении земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). В силу п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23 ноября 2020 г. по делу N А51-10283/2020: Подводя итог изложенному, учитывая, что испрашиваемый земельный участок располагается в границах двух территориальных зон, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и, как следствие, не усматривает предусмотренной нормами главы 24 АПК РФ совокупности обстоятельств для удовлетворения заявленных требований, поскольку принятое управлением решение не противоречит закону и не привело к нарушению прав и законных интересов общества.
Смотрите также постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 мая 2022 г. N Ф02-1627/22 по делу N А74-1174/2021.
В заключение отметим, что законом предусмотрена возможность обжалования правил землепользования и застройки в части, применительно к конкретному земельному участку. Данный вывод также подтверждается и судебной практикой. В этой связи смотрите определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2015 по делу N А73-9222/2014).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Балашов Дмитрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

26 августа 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.