Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Муниципальный служащий администрации сельского поселения принял в дар от родителя коммерческую недвижимость - нежилое помещение, находящееся в аренде в одной крупной сетевой компании. Будет ли в этом случае нарушение действующего законодательства о муниципальной службе, если муниципальный служащий уже в качестве арендатора предоставит сетевикам вышеуказанную коммерческую недвижимость по договору аренды? Как в такой ситуации, имея в собственности недвижимость, предназначенную для коммерческой деятельности, поступить муниципальному служащему, чтобы не нарушить законодательство о муниципальной службе и противодействии коррупции?

Муниципальный служащий администрации сельского поселения принял в дар от родителя коммерческую недвижимость - нежилое помещение, находящееся в аренде в одной крупной сетевой компании. Будет ли в этом случае нарушение действующего законодательства о муниципальной службе, если муниципальный служащий уже в качестве арендатора предоставит сетевикам вышеуказанную коммерческую недвижимость по договору аренды? Как в такой ситуации, имея в собственности недвижимость, предназначенную для коммерческой деятельности, поступить муниципальному служащему, чтобы не нарушить законодательство о муниципальной службе и противодействии коррупции?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Муниципальным служащим запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в связи с чем муниципальный служащий не вправе заключать с сетевой организацией договор аренды коммерческой недвижимости, полученной в дар (в том числе и через доверенное лицо).

Обоснование позиции:
Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальным служащим запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
Анализ положений Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) показывает, что им предусмотрена обязательная передача в доверительное управление только ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), принадлежащих муниципальному служащему, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов (ч. 2.2 ст. 14.1 этого Закона). Обязанности передать в доверительное управление принадлежащее муниципальному служащему недвижимое имущество, в том числе и коммерческого назначения, законодательство не устанавливает.
Таким образом, осуществлять сдачу этого нежилого имущества в аренду или иным образом использовать его в коммерческой деятельности муниципальный служащий не сможет в силу прямого запрета на занятие предпринимательской деятельностью как лично, так и через доверенных лиц (п. 3.1 ч. 1 ст. 14 Закона N 25-ФЗ). Вместе с тем само по себе владение этим объектом под ограничения и запреты, установленные законодательством для муниципальных служащих, не подпадает.
При этом необходимо отметить, что муниципальный служащий вправе сдавать в аренду (внаем) личное имущество, если оно было приобретено для личных целей, а не для предпринимательской деятельности.
Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Признание деятельности гражданина в качестве предпринимательской связано с осуществлением им деятельности особого рода, а не просто с совершением возмездных сделок. Самого по себе факта совершения гражданином сделок на возмездной основе для признания гражданина предпринимателем недостаточно, если совершаемые им сделки не образуют соответствующей деятельности.
Согласно п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N 23 в тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или наем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство.
Исходя из указанного муниципальный служащий вправе сдавать в аренду (наем) принадлежащее ему нежилое помещение вне зависимости от применяемого налогового режима при условии, что такое имущество было приобретено (получено) для личных целей, то есть не для осуществления деятельности, имеющей признаки предпринимательской, и что данное имущество не используется для осуществления предпринимательской деятельности (такие разъяснения приведены в Письме Минтруда РФ от 30.03.2020 N 18-2/ООГ-562).
Однако в письме Минтруда России от 19.04.2021 N 28-6/10/В-4623 "О направлении Разъяснений по вопросу возможности применения отдельными категориями лиц специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" отмечается следующее.
"Должностные лица (за исключением государственных и муниципальных служащих) вправе применять режим НПД в отношении доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Согласно п. 4 ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 422-ФЗ в отношении доходов государственных и муниципальных служащих объектом налогообложения признаются исключительно доходы от сдачи в аренду (наем) жилых помещений.
В этой связи государственные и муниципальные служащие вправе применять режим НПД только в отношении доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений.
Приобретение должностным лицом помещений с целью их последующей сдачи в аренду (наем), систематическое оказание услуг (например, парикмахерских) может расцениваться в качестве осуществления предпринимательской деятельности (вне зависимости от используемого им налогового режима)".
Таким образом, мы придерживаемся позиции, что деятельность по сдаче объекта коммерческой недвижимости на основании договора аренды с сетевой организацией является предпринимательской деятельностью, осуществлять которую муниципальный служащий не может в силу прямого запрета, установленного законом. Данный вывод поддерживается судебной практикой (смотрите Определение СК по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 19 января 2022 г. по делу N 8Г-22059/2021).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ипполитова Ирина

Ответ прошел контроль качества

1 июля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.