Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Сохраняются ли неисключительные права на программный продукт (приобретено должником на основании лицензионного договора) в случае реализации предприятия новому владельцу в связи с банкротством?

Сохраняются ли неисключительные права на программный продукт (приобретено должником на основании лицензионного договора) в случае реализации предприятия новому владельцу в связи с банкротством?

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 1225 и п. 1 ст. 1259 ГК РФ программы для ЭВМ относятся к таким результатам интеллектуальной деятельности (далее - РИД), как объекты авторских прав и охраняются как литературные произведения.
Согласно п. 1 ст. 1235, п. 1 и п. 4 ст. 1286 ГК РФ по лицензионному договору на использование программы для ЭВМ одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Лицензиат может использовать данное произведение только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.
Из приведенных норм, а также из содержания ст. 1229 ГК РФ следует, что лицензиат на основании договора с правообладателем приобретает неисключительные права на соответствующую программу для ЭВМ.
В свою очередь, из п. 1 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) вытекает, что для целей указанного Федерального закона под предприятием должника понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности.
В силу п. 3 ст. 110 Закона о банкротстве при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на средства индивидуализации должника, его продукцию (работы, услуги) (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.
Буквальное прочтение последней нормы свидетельствует о том, что неисключительные права на РИД не упоминаются в числе прав, входящих в состав предприятия должника, отчуждаемого в рамках дела о банкротстве. Следует отметить, что упоминание о таких правах отсутствует также и в ст. 132 ГК РФ, дающей определение предприятию как имущественному комплексу.
Единственное упоминание о том, что неисключительные права могут включаться в состав предприятия, содержится в п. 2 ст. 559 ГК РФ, включенной в параграф 8 главы 30 ГК РФ, регулирующей договор купли-продажи предприятия. Однако из этой нормы следует, что к покупателю могут переходить возникшие на основании лицензионного договора права использования лишь средств индивидуализации предприятия, продукции, работ или услуг продавца (коммерческого обозначения, товарного знака, знака обслуживания). Возможность передачи в составе предприятия неисключительных прав на РИД, в том числе на программы для ЭВМ, данной нормой, а также иными нормами гражданского законодательства, не предусмотрена.
Также не могут быть отнесены неисключительные права на использование программы для ЭВМ и к правам требования, упомянутым в п. 3 ст. 110 Закона о банкротстве, поскольку права на РИД (как исключительные, так и неисключительные) не являются обязательственными и не могут передаваться по договорам, предполагающим уступку прав требования (постановление президиума Суда по интеллектуальным правам от 26.06.2017 N С01-461/2017).
В связи с изложенным мы полагаем, что неисключительные права на программный продукт не передаются в составе предприятия, реализуемого в рамках дела о банкротстве. К сожалению, какой-либо правоприменительной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

25 мая 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.