Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Какой орган в непубличном АО должен принять решение об отказе общества от применения в отношении него моратория на банкротство?

Какой орган в непубличном АО должен принять решение об отказе общества от применения в отношении него моратория на банкротство?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Такое решение принимает единоличный исполнительный орган АО, если решение этого вопроса уставом непубличного АО прямо не отнесено к компетенции иного органа управления АО.

Обоснование вывода:
Статья 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", посвященная мораторию на возбуждение дел о банкротстве, не устанавливает, какой именно орган управления юридического лица, на которое распространяется действие моратория, принимает решение об отказе от применения в отношении такого юридического лица моратория.
Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Компетенция органов юридического лица определяются ГК РФ, другим законом и учредительным документом, если иное не предусмотрено ГК РФ или другим законом.
Органами управления непубличного АО являются общее собрание акционеров, совет директоров (если он предусмотрен уставом АО).
Круг вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров и совета директоров, определен в ст. 48, 65 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО). Вопрос об отказе от применения в отношении АО моратория на возбуждение дела о банкротстве в случае, если АО подпадает по действие моратория, среди них не указан.
При этом в соответствии с п. 4 ст. 48 Закона об АО уставом непубличного общества может быть предусмотрено отнесение к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не отнесенных к его компетенции Законом об АО. Соответствующие положения могут быть предусмотрены уставом непубличного общества при его учреждении либо внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества.
Также подпункт 18 п. 1 ст. 65 Закона об АО позволяет уставом АО отнести к компетенции совета директоров иные вопросы, помимо прямо названных в Законе об АО. Таким образом, уставом непубличного АО может быть предусмотрено, что вопрос об отказе от применения в отношении АО моратория на возбуждение дела о банкротстве, в случае, если АО подпадает по действие моратория, относится к компетенции совета директоров или собрания акционеров непубличного АО.
К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2 ст. 69 Закона об АО).
Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) (абзац второй п. 1 ст. 69 Закона об АО).
Таким образом, если иное не установлено уставом непубличного АО, то решение об отказе от применения в отношении такого юридического лица моратория, внеся сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, принимает единоличный исполнительный орган АО.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга

Ответ прошел контроль качества

6 мая 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.