Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Физическое лицо проживает в квартире многоквартирного дома, принадлежащей ему на праве собственности. За содержание многоквартирного дома несет ответственность управляющая компания. По причине пришедшей в негодность кровли у собственника квартиры возникли недостатки в виде протечек, следовательно, появилась плесень на стенах и окнах. Обязана ли управляющая компания устранить причину протечек в квартире собственника и устранить образовавшуюся плесень с дальнейшим осуществлением ремонта помещений, поврежденных протечками? Каков порядок обжалования в другие инстанции в случае отказа управляющей компании от устранения недостатков? Есть ли судебная практика по аналогичным делам за последние три года? Есть ли образец претензии и искового заявления по аналогичным делам?

Физическое лицо проживает в квартире многоквартирного дома, принадлежащей ему на праве собственности. За содержание многоквартирного дома несет ответственность управляющая компания. По причине пришедшей в негодность кровли у собственника квартиры возникли недостатки в виде протечек, следовательно, появилась плесень на стенах и окнах. Обязана ли управляющая компания устранить причину протечек в квартире собственника и устранить образовавшуюся плесень с дальнейшим осуществлением ремонта помещений, поврежденных протечками? Каков порядок обжалования в другие инстанции в случае отказа управляющей компании от устранения недостатков? Есть ли судебная практика по аналогичным делам за последние три года? Есть ли образец претензии и искового заявления по аналогичным делам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а крыша относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, то именно управляющая компания обязана устранить причины протечки кровли.
В случае неисполнения управляющей компанией своих обязательств по ремонту кровли для устранения причин протечек собственник вправе обратиться с жалобой в орган, осуществляющий государственный жилищный надзор, - государственную жилищную инспекцию или (и) обязать управляющую компанию провести ремонт кровли в судебном порядке.
Поскольку залив и повреждение имущества возникли ввиду протечки с крыши, за надлежащее состояние которой отвечает управляющая компания, к ней, как к причинителю вреда, собственник вправе предъявлять требования о возмещении причиненного ему вреда в полном объеме как в виде проведения ремонта его жилого помещения, так и в виде возмещения вреда в денежной сумме.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, ч. 2.3 ст. 161, ст. 162 ЖК РФ; п. 10, п. 11, п. 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, далее - Правила N 491) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей), при этом при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку крыша является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома (п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ; подп. "б" п. 2 Правил N 491); поддержание крыши в надлежащем состоянии является прямой обязанностью управляющей компании.
Отметим, что согласно п. 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290) управляющая компания обязана проводить проверку кровли на отсутствие протечек, а при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительно их устранять.
Таким образом, управляющая компания обязана даже без получения соответствующего требования со стороны собственника или нанимателя жилого помещения провести соответствующий ремонт крыши для устранения причин протечки.
Также отметим, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме (смотрите постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.09.2010 г. N 6464/10).
Соответственно, управляющая компания обязана даже без получения соответствующего требования со стороны собственника или нанимателя жилого помещения провести соответствующий ремонт крыши для устранения причин протечки, при этом решение общего собрания собственников многоквартирного дома не требуется.
Безусловно, собственник жилого помещения вправе требовать от управляющей компании исполнения ее прямых обязанностей, то есть устранения причин протечки крыши.
Полагаем, что при невыполнении соответствующего ремонта собственник имеет право обжаловать бездействие управляющей компании в Государственную жилищную инспекцию, осуществляющую функции государственного жилищного надзора (п. 1, п. 6 ч. 1 ст. 20 ЖК РФ) и имеющую право не только выносить предписания управляющей компании (например, об устранении правонарушения и проведении необходимого ремонта), но и привлечь управляющую компанию к административной ответственности.
Также собственник вправе требовать проведения ремонта кровли для устранения причин протечек в судебном порядке (смотрите решение Кировского районного суда г. Саратова Саратовской области от 22.09.2021 г. по делу N 2-3981/2021, решение Осташковского городского суда Тверской области от 18 февраля 2021 г. по делу N 2-94/2021, решение Свердловского районного суда г. Перми Пермского края от 19 января 2021 г. по делу N 2-182/2021).
Отметим, что несмотря на то, что законодательством в этом случае не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора (смотрите материал: Обязательный досудебный порядок урегулирования споров, предусмотренный федеральными законами (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ)), все же рекомендуем перед обращением в суд направить в управляющую компанию претензию о проведении соответствующих работ.
По вопросу о проведении ремонта в квартире собственника, пострадавшего от залива квартиры, поясняем, что по общему правилу ремонт жилых помещений не относится к компетенции управляющей компании. Однако, поскольку залив и повреждения имущества возникли ввиду протечки с крыши, за надлежащее состояние которой отвечает управляющая компания, именно к ней, как к виновному лицу, могут быть обращены претензии собственника пострадавшего имущества. Согласно ст. 15, ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Данная позиция подтверждается и судебной практикой (смотрите определение СК по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.04.2021 по делу N 8Г-418/2021-(8Г-30581/2020)[88-7447/2021], решение Ленинского районного суда г. Смоленска Смоленской области от 11.08.2021 по делу N 2-1142/2021, решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска Красноярского края от 14.05.2021 по делу N 2-353/2021, решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода Нижегородской области от 08.11.2021 по делу N 2-4345/2021).
Поскольку согласно ст. 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд согласно обстоятельствам дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ), полагаем, что собственник пострадавшего от залива жилого помещения вправе требовать как проведения ремонта, так и средства на проведение необходимого ремонта.
Кроме того, надлежит учитывать, что граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется закон РФ от 07.02.1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) (п. 11 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018, п. 7 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 12 июля 2017 г.).
В силу п. 1 ст. 14 Закона N 2300-1 вред, причиненный имуществу потребителя вследствие некачественно оказанной услуги, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Помимо этого, потребитель в силу закона имеет право на компенсацию морального вреда, размер которого определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (ст. 15 Закона N 2300-1).
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя услуги за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, что составляет по заявленным требованиям (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1). В этой связи обратите внимание на судебную практику: определение СК по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 09.12.2020 по делу N 8Г-19605/2020[88-18571/2020], апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 26 июня 2020 г. по делу N 33-15807/2020, определение Красноярского краевого суда от 07.10.2019 по делу N 4Г-3008/2019, апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 03.03.2021 по делу N 33-1228/2021, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18.12.2020 по делу N 33-421178/2020.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Примерная форма искового заявления о взыскании убытков, причиненных затоплением квартиры по вине управляющей компании (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- Примерная форма претензии о взыскании убытков, причиненных заливом квартиры (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- Домашняя правовая энциклопедия. Дом (жилище). Залив квартиры;
- Вопрос: Возмещение вреда в связи с заливом квартиры вследствие нарушения герметичности межпанельных швов внешней стены дома (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Якунин Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

14 марта 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.