Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право В населенном пункте имеется единственная дорога, ведущая к жилым домам, которая является тупиковой. Других подъездов нет. На этой дороге на целый день оставляют автомобили приезжие рыбаки (рядом река). Дорога узкая, двум транспортным средствам разъехаться невозможно. В случае возникновения опасной ситуации к домам не смогут проехать машины спецназначения. Кроме того, по этой же причине к мусорными контейнерам не могут подъехать машины регионального оператора, вывозящие мусор. Каков порядок обращения в Администрацию сельского поселения Ярославской области за установкой знака о запрете стоянки транспортных средств?

В населенном пункте имеется единственная дорога, ведущая к жилым домам, которая является тупиковой. Других подъездов нет. На этой дороге на целый день оставляют автомобили приезжие рыбаки (рядом река). Дорога узкая, двум транспортным средствам разъехаться невозможно. В случае возникновения опасной ситуации к домам не смогут проехать машины спецназначения. Кроме того, по этой же причине к мусорными контейнерам не могут подъехать машины регионального оператора, вывозящие мусор. Каков порядок обращения в Администрацию сельского поселения Ярославской области за установкой знака о запрете стоянки транспортных средств?

Уполномоченный орган

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности*(1) в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городских поселений. На территориях сельских поселений эти вопросы решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Однако законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений эти вопросы могут закрепляться за сельскими поселениями (чч. 3-4 ст. 14 Закона N 131-ФЗ).
Схожие нормы предусмотрены в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Так, в силу абзаца 1 п. 4 ст. 6 Закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. На территориях сельских поселений вышеперечисленные действия относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, если иное не установлено законом субъекта РФ (абзац 3 п. 4 ст. 6 Закона N 196-ФЗ).
А в соответствии с п. 1 ст. 21 Закона N 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В Ярославской области дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения сельских поселений (п. 1 ч. 2 ст. 2 закона Ярославской области от 30 июня 2014 г. N 36-з "О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области"). И, как следует из Устава сельского поселения Ярославской области, эти функции осуществляет администрация поселения.
Поэтому мы полагаем, что Администрация сельского поселения является уполномоченным органом на рассмотрение обращения*(2) о проведении мероприятий по организации дорожного движения в виде установки знака о запрете стоянки/остановки транспортных средств.

Установка знака

Согласно ст. 1, 5 Закона N 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения; при этом задачами такой деятельности являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. При этом мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог (п. 1 ст. 21 Закона N 196-ФЗ).
К сожалению, нам не удалось обнаружить прямых норм, которые бы регламентировали установку знаков 3.27 "Остановка запрещена" и 3.28 "Стоянка запрещена", как в области дорожного движения*(3), так и в сфере пожарной безопасности. В комментариях*(4) отмечается, что, как правило, знак 3.27 устанавливают на узких дорогах, где остановившийся автомобиль может вызвать помехи в движении или создать повышенную опасность столкновений, а знак 3.28 - в местах, где стоянка может значительно снизить пропускную способность дорог или создать существенные помехи в движении. На наш взгляд, при проверке надлежащей пропускной способности дороги следует опираться на параметры ширины дорожного полотна, установленные Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52399-2005 "Геометрические элементы автомобильных дорог" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. N 297-ст).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

Ответ прошел контроль качества

4 марта 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Дорожная деятельность включает в себя в том числе содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пп. 6, 12 ст. 3 Закона N 257-ФЗ).
*(2) Требования к письменному обращению смотрите в ст. 7, 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Обращение должно быть рассмотрено по общему правилу в течение 30 дней с момента его регистрации (ст. 10, 12 Закона N 59-ФЗ).
*(3) Смотрите, в частности, п. 5.4.25 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019 г. N 1425-ст).
*(4) Смотрите, например, материал: Богатырев Д.Ю., Захарова Н.А., Родиков Д.С., Суняев Л.В., Унтерберг Е.С. Комментарий к Правилам дорожного движения в Российской Федерации и Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утверждены постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090). - Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.