Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право При съемках торжественных мероприятий (свадьбы, юбилеи и прочее) гостиница использует дроны. Дроны летают в том числе, над другими отдыхающими которые не являются участниками торжественной церемонии. Законно ли это? Какие риски и ответственность несет гостиница в данном случае?

При съемках торжественных мероприятий (свадьбы, юбилеи и прочее) гостиница использует дроны. Дроны летают в том числе, над другими отдыхающими которые не являются участниками торжественной церемонии. Законно ли это? Какие риски и ответственность несет гостиница в данном случае?

Под беспилотным воздушным судном (БВС), к которым относятся квадрокоптеры, дроны, понимается воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот) (п. 5 ст. 32 ВК РФ).
В силу п. 3.2 ст. 33 ВК РФ БВС с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 25 мая 2019 г. N 658. БВС массой свыше 30 кг подлежат государственной регистрации.
Для постановки такого БВС на учет его владелец должен подать заявление в Росавиацию в течение 10 дней со дня приобретения или ввоза. Если судно было изготовлено самостоятельно, то заявление нужно подать до начала использования БВС. К заявлению нужно приложить фотографию беспилотного воздушного судна, а в самом заявлении - указать ряд сведений о судне, его технических характеристиках, изготовителе и владельце.
Правилами предусмотрено, что заявление можно направить в Росавиацию по почте или представить в форме электронного документа через единый портал госуслуг или портал учета беспилотных воздушных судов*(1) (смотрите Информацию Федерального агентства воздушного транспорта от 26 сентября 2019 г. "Учет БПЛА").
В письме Федерального агентства воздушного транспорта от 14 июня 2017 г. N Исх-13154/02 разъяснено, что полеты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физическое или юридическое лицо, планирующее осуществлять запуски БВС, согласно п. 2 ст. 11 ВК РФ должно быть наделено правом на осуществление такой деятельности, а также знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством РФ в сфере использования воздушного пространства.
Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе БВС, установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138 (далее - Правила).
При этом под использованием воздушного пространства понимается деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (ст. 11 ВК РФ).
В силу п. 49 Правил полеты БВС (за исключением БВС с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг) выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов. В частности, в одном из дел суд акцентировал внимание на том, что выполнение полетов БВС в воздушном пространстве в отсутствие разрешения на использование воздушного пространства представляет угрозу безопасности воздушного пространства и может привести к нежелательным последствиям (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Новосибирского областного суда от 8 сентября 2016 г. по делу N 33-8836/2016).
Часть 1 ст. 131 ВК РФ обязывает владельцев БВС страховать ответственность перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна.
Использование БВС с нарушением требований действующего воздушного законодательства образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.4 КоАП РФ (смотрите решение Красноармейского районного суда Самарской области от 18 декабря 2019 г. по делу N 12К-16/2019, решение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 28 августа 2020 г. по делу N 12-442/2020, апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 августа 2018 г. по делу N 33-14411/2018, решение Верховного Суда Республики Тыва от 26 июля 2021 г. по делу N 21-82/2021).
Кроме того, поскольку при помощи БВС планируется видеосъемка торжественных мероприятий, нельзя исключать возможных нарушений личных неимущественных прав иных лиц, не участвующих в этих мероприятиях. Так, например, Роскомнадзор, анализируя ситуацию с ведением видеосъемки территории с помощью дрона (квадрокоптера), в процессе которой в объектив попало частное домовладение и находящиеся там люди, усмотрел нарушение Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), в силу которого сбор или иная обработка персональных данных*(2) граждан, включая фото-, видеофиксацию, допускается только с согласия субъектов персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).
Отметим, что с точки зрения законодательства о персональных данных видеоизображения гражданина, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, являются биометрическими персональными данными (ч. 1 ст. 11 Закона N 152-ФЗ), обработка которых допускается исключительно с письменного согласия субъекта. Соответственно, в контексте приведенной нормы отнесение сведений персонального характера к биометрическим персональным данным и их последующая обработка должны рассматриваться в рамках проводимых оператором мероприятий, направленных на установление личности конкретного лица, если иное не предусмотрено федеральными законами и принятыми на их основе нормативными правовыми актами (смотрите разъяснения Роскомнадзора от 30 августа 2013 г. по вопросам отнесения фото-, видеоизображений, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенностей их обработки).
Иными словами, если изображение граждан не используется для установления их личности, то такая обработка под действие ст. 11 Закона N 152-ФЗ не подпадает. Это касается как приглашенных гостей, так и лиц, случайно оказавшихся в объективе видеокамеры. Однако это не исключает соблюдения иных требований Закона N 152-ФЗ, в частности, основных принципов и условий обработки персональных данных (ст. 5, 6 Закона N 152-ФЗ), режима конфиденциальности (ст. 7 Закона N 152-ФЗ) и др. Поэтому, если кто-то сочтет, что видеосъемкой нарушено его право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, то это лицо вправе обжаловать действия владельца БВС в Роскомнадзор, а также в судебном порядке.
В силу ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до шести тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти до ста тысяч рублей (смотрите решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 20 ноября 2020 г. по делу N 12-281/2020).
Кроме того, если при использовании БВС будет причинен вред имуществу, жизни или здоровью третьих лиц, то ответственным за возмещение этого вреда будет владелец БВС (ст. 15, 1064 ГК РФ, определение СК по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2020 г. по делу N 8Г-23482/2020[88-22946/2020]).
А согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Данная норма выполняет предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

22 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по учету беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации, утвержденный приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 28 октября 2019 г. N 1040-П.
*(2) Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).