Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право На балансе поселений муниципального образования имеются опасные производственные объекты (ОПО) - газопроводы, переданные в эксплуатацию обслуживающей организации на основании договора аренды газопроводов и земельного участка, на котором они расположены. Обслуживающая организация уведомляет муниципальное образование об окончании эксплуатации и выводе объектов из реестра ОПО. Причиной является ликвидация организации. В случае, если на данный момент отсутствует альтернативная организация, которая готова взять на обслуживание данные объекты, может ли текущая эксплуатирующая организация вывести данные объекты из реестра ОПО и отказаться от обслуживания в одностороннем порядке?

На балансе поселений муниципального образования имеются опасные производственные объекты (ОПО) - газопроводы, переданные в эксплуатацию обслуживающей организации на основании договора аренды газопроводов и земельного участка, на котором они расположены. Обслуживающая организация уведомляет муниципальное образование об окончании эксплуатации и выводе объектов из реестра ОПО. Причиной является ликвидация организации. В случае, если на данный момент отсутствует альтернативная организация, которая готова взять на обслуживание данные объекты, может ли текущая эксплуатирующая организация вывести данные объекты из реестра ОПО и отказаться от обслуживания в одностороннем порядке?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, не вправе инициировать исключение его из государственного реестра. Однако она не может быть понуждена к эксплуатации опасного производственного объекта в случае, если прекратились основания для такой эксплуатации. Наличие в государственном реестре опасных производственных объектов сведений о юридическом лице как об эксплуатирующей организации не препятствует ликвидации этого юридического лица.

Обоснование вывода:
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) опасные производственные объекты (далее также - ОПО) подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Пунктом 5 ст. 2 Закона N 116-ФЗ предусмотрено, что руководитель организации, эксплуатирующей ОПО, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утверждены постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371, далее - Правила) для регистрации ОПО в государственном реестре опасных производственных объектов (далее также - государственный реестр) организации и индивидуальные предприниматели (далее - ИП), эксплуатирующие эти объекты, не позднее десяти рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект.
Согласно п. 7 Правил исключение объекта из государственного реестра по общему правилу производится на основании заявления эксплуатирующих его организации или ИП в случаях, перечисленных в этом пункте.
В соответствии с подп. "з" п. 10 Правил Ростехнадзор приказом от 30.11.2020 N 471 утвердил Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее - Требования).
Пункт 21 Требований предусматривает, что при внесении изменений в государственный реестр, связанных с исключением ОПО в связи со сменой эксплуатирующей организации, такому объекту присваивается иной регистрационный номер (соответствующий новой эксплуатирующей организации).
Пунктом 23 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (утвержден приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 N 140, далее - Административный регламент) определено, что для внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре (в том числе связанных с исключением ОПО из указанного реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации), заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора заявление и представленные по описи соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений, актуализированные сведения, характеризующие каждый ОПО (в двух экземплярах), оформленные согласно приложению N 2 к Административному регламенту, подписанные руководителем юридического лица, ИП либо уполномоченным представителем заявителя и заверенные печатью (при наличии) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа в одном экземпляре.
Отметим, что в силу п. 2 Административного регламента заявителями при регистрации ОПО в государственном реестре являются юридические лица, ИП, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на праве собственности или ином законном основании.
Из приведенных норм следует, что изменение сведений государственного реестра, связанное со сменой эксплуатирующей организации, возможно только с одновременным внесением в этот реестр сведений о новой эксплуатирующей организации. Причем соответствующее заявление должна представить новая эксплуатирующая организация. Аналогичные разъяснения дают представители Ростехнадзора*(1). Такую же позицию можно встретить и в судебной практике (постановление Первого ААС от 24.07.2020 N 01АП-9916/19).
Суды также подчеркивают, что до момента исключения производственного объекта из государственного реестра опасных производственных объектов (перерегистрации соответствующего объекта на другую эксплуатирующую организацию) лицо, указанное ответственным за эксплуатацию данного объекта, обязано соблюдать требования законодательства РФ о промышленной безопасности (постановление Четырнадцатого ААС от 30.09.2021 N 14АП-8123/21).
В постановлении Семнадцатого ААС от 16.12.2020 N 17АП-13596/20 отмечается, что эксплуатирующая организация обязана соблюдать требования промышленной безопасности на указанном объекте до тех пор, пока объект не будет исключен из государственного реестра в связи с выполнением в установленном порядке мероприятий по консервации и ликвидации либо в связи со сменой эксплуатирующей организации.
В этом постановлении суд также отклонил довод о том, что эксплуатирующая организация находится в стадии банкротства, указав, что этот довод не имеет правового значения, поскольку организация не ликвидирована и из ЕГРЮЛ не исключена.
Вместе с тем обратим внимание на следующее. Как указано в преамбуле к Закону N 116-ФЗ, этот федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации ОПО и направлен на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности эксплуатирующих ОПО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Закон N 116-ФЗ не регулирует имущественные отношения, связанные с владением и пользованием объектами имущества, отнесенными к ОПО, а также отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Такие правоотношения регулируются гражданским законодательством.
Гражданское законодательство не содержит норм, которые предписывали бы сохранение прав владения и пользования ОПО (в частности, отношений по договору аренды) независимо от волеизъявления арендатора или обязывали бы арендатора (иного владельца) осуществлять деятельность по эксплуатации ОПО до момента, когда арендодатель (собственник ОПО) сможет привлечь к такой деятельности новую эксплуатирующую организацию. Возложение на хозяйствующего субъекта, заключившего договор аренды с собственником опасного производственного объекта, бремени эксплуатации такого ОПО в течение неопределенного срока в зависимости от наличия у собственника возможности возложить обязанности по обслуживанию ОПО на иную эксплуатирующую организацию противоречило бы основным началам гражданского законодательства: принципам равенства, автономии воли участников гражданских правоотношений, самостоятельности в осуществлении предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Аналогичные выводы содержатся в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 12.08.2021 N Ф04-3972/21.
Также в гражданском законодательстве отсутствуют нормы, запрещающие ликвидацию юридического лица, эксплуатирующего ОПО, до момента, когда к такой эксплуатации приступит иная организация. Наличие в государственном реестре сведений о таком юридическом лице как об эксплуатирующей ОПО организации не относится к основаниям, по которым юридическому лицу может быть отказано в государственной регистрации в связи с ликвидацией (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Поэтому, хотя в рассматриваемом случае обслуживающая организация не вправе инициировать исключение ОПО из государственного реестра, это не означает, что она обязана эксплуатировать такой объект и нести все связанные с этим обязанности до привлечения собственником ОПО иной эксплуатирующей организации. Отсутствие такой организации не препятствует ликвидации указанного в вопросе юридического лица - арендатора газопроводов. Завершение такой ликвидации будет означать прекращение правоспособности юридического лица и утрату им прав владения и пользования газопроводами (п. 3 ст. 49, ст. 419 ГК РФ). Как следствие, прекратятся и обязанности, связанные с эксплуатацией ОПО таким юридическим лицом. В этой связи муниципальному образованию, на наш взгляд, необходимо будет принять меры, необходимые для привлечения к эксплуатации газопроводов иной организации с внесением сведений о ней в государственный реестр.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

12 октября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите в связи с этим материал:
- Вопрос: Планируется смена организации, эксплуатирующей ОПО. Новая организация не будет являться правопреемником предыдущей, но собственник ОПО остается прежним. В каком объеме требуется подавать документы для перерегистрации ОПО и переоформления лицензии? (ответ Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, апрель 2020 г.)