Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Со стороны заказчика (юридическое лицо) договор подписан электронной цифровой подписью, распечатан, направлен исполнителю (физическое лицо). Со стороны исполнителя этот договор подписан обычным способом - шариковой ручкой поставлена личная подпись. Исполнитель отправляет заказчику лишь скан подписанного таким образом договора по электронной почте, без отправки почтой договора с личной подписью. Будет ли договор, подписанный сторонами таким способом, считаться заключенным и не нарушающим действующее законодательство?

Со стороны заказчика (юридическое лицо) договор подписан электронной цифровой подписью, распечатан, направлен исполнителю (физическое лицо). Со стороны исполнителя этот договор подписан обычным способом - шариковой ручкой поставлена личная подпись. Исполнитель отправляет заказчику лишь скан подписанного таким образом договора по электронной почте, без отправки почтой договора с личной подписью. Будет ли договор, подписанный сторонами таким способом, считаться заключенным и не нарушающим действующее законодательство?

Отношения, связанные с составлением электронных документов и использованием электронной подписи, регулируются, в частности, Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ), а также Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 11 Закона N 149-ФЗ в целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.
В соответствии с п. 11.1 ст. 2 Закона N 149-ФЗ электронным документом является документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Частью 1 ст. 6 Закона N 63-ФЗ предусмотрено, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Согласно ч. 2 той же статьи, если информация в электронной форме подписана простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, такая информация также признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
Как следует из изложенного, электронный документ, содержащий электронную подпись, и документ, составленный на бумажном носителе и подписанной собственноручной подписью, представляют собой различные формы документов. То есть распечатка электронного документа не является документом на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью; равнозначным электронному документу признается подлинник документа, составленного на бумажном носителе, а не распечатанный на бумаге электронный документ. Такая распечатка, на наш взгляд, отвечает понятию копии документа, поскольку она лишь воспроизводит информацию подлинника электронного документа*(1). Таким образом, распечатанный в бумажном виде текст подписанного электронной подписью договора не является подлинником этого договора и может рассматриваться как его копия*(2).
Этот вывод подтверждается судебной практикой. В решении Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 29.11.2019 по делу N 2-788/2019 отмечено, что подлинником (оригиналом) договора поручительства, сформированного в электронном виде, является сам электронный документ, составленный в установленном федеральными законами формате и подписанный квалифицированной электронной подписью. Распечатанный же экземпляр такого документа на бумажном носителе представляет собой копию оригинала документа в электронной форме. В постановлениях АС Поволжского округа от 18.01.2017 N Ф06-16003/16, Четырнадцатого ААС от 31.07.2019 N 14АП-6303/19 сделан вывод, что распечатанный экземпляр платежного поручения, сформированного в электронном виде в системе "Банк-Клиент", представляет собой копию оригинала документа в электронной форме, а не подлинник (оригинал) документа. Такой же вывод судьи делают относительно выписки из ЕГРЮЛ, полученной из налогового органа в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, указывая, что самостоятельно распечатанная организацией на бумажном носителе выписка не является оригиналом выписки из ЕГРЮЛ (оригиналом является непосредственно сам электронный документ) (постановления АС Центрального округа от 24.03.2017 N Ф10-507/17, Восьмого ААС от 31.05.2018 N 08АП-4388/18, Седьмого ААС от 16.11.2017 N 07АП-9305/17).
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом непосредственным моментом заключения договора признается получение лицом, направившим оферту, ее акцепта (п. 1 ст. 433 ГК РФ). Как следует из п. 1 ст. 434 ГК РФ, договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения (подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ). В свою очередь, простая письменная форма договора по общему правилу считается соблюденной, когда документ, выражающий содержание такого договора, подписан от имени его сторон уполномоченными на то лицами (п. 1 ст. 160 ГК РФ).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 161, п. 2 и п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ договоры могут заключаться не только путем подписания сторонами единого документа (в том числе электронного), выражающего содержание сделки, но и путем обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными, а также путем совершения одной стороной действий по исполнению условий договора, содержащихся в письменном предложении другой стороны о его заключении.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если иное не установлено законом или договором и не следует из обычая или практики, установившейся во взаимоотношениях сторон, юридически значимое сообщение может быть направлено в том числе посредством электронной почты, факсимильной и другой связи, осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано (например, в форме размещения на сайте хозяйственного общества в сети "Интернет" информации для участников этого общества, в форме размещения на специальном стенде информации об общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и т.п.).
При этом разъяснения, данные в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" (далее - Постановление N 49), указывают на то, что при заключении договора путем обмена документами для целей признания предложения офертой не требуется наличия подписи оферента, если обстоятельства, в которых сделана оферта, позволяют достоверно установить направившее ее лицо (п. 2 ст. 434 ГК РФ).
Совокупность приведенных норм и разъяснений указывает на то, что договор может быть заключен в том числе посредством обмена копиями и скан-копиями документов по электронной почте, если возможно достоверно установить, что соответствующее электронное сообщение исходит от стороны, заключающей договор. Кроме того, осуществление оплаты в соответствии с условиями договора после получения его скан-копии, подписанной другой стороной, означает, по сути, совершение действий, направленных на исполнение соответствующего договора, то есть свидетельствует о заключении договора путем совершения конклюдентных действий в соответствии с п. 3 ст. 434 и п. 3 ст. 438 ГК РФ (п. 13 Постановления N 49).
Таким образом, в рассматриваемом случае в случае возникновения спора договор может быть признан заключенным даже и при обмене копиями договора в отсутствие оригинала подписанного сторонами договора. Вместе с тем необходимо учитывать, что толкование договора, его квалификация и признание его заключенным или незаключенным находится в исключительной компетенции суда и производится с учетом всех конкретных обстоятельств дела (ст. 431 ГК РФ, пп. 43-46 Постановления N 49).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Данилова Наталья

Ответ прошел контроль качества

21 июня 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите подп. 23 п. 3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утвержден приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст).
*(2) Подробнее об этом смотрите в материале:
- Вопрос: Организация получает от контрагента по системе электронного документооборота (далее - ЭДО) неформализованный документ (счет плюс расчет). Неформализованный документ - это документ, форма которого не утверждена органами государственной власти РФ (налоговой инспекцией). Данный документ распечатывается без штампа об электронной подписи. Бухгалтерию это не устраивает. Главный бухгалтер организации утверждает, что такой документ не примет налоговая инспекция. Однако другой сотрудник считает, что в налоговую инспекцию будет подаваться "контейнер с цифровой подписью", что и будет являться оригиналом электронного документа. Кто прав в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2019 г.)