Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право В случае приостановления исполнения обязательства (например, услуг) по ст. 328 ГК РФ продлевается ли срок оказания услуг на срок приостановления после возобновления исполнения обязательства?

В случае приостановления исполнения обязательства (например, услуг) по ст. 328 ГК РФ продлевается ли срок оказания услуг на срок приостановления после возобновления исполнения обязательства?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Приостановление исполнителем исполнения обязательства не лишает заказчика права получить весь объем предусмотренных договором услуг. Перенос сроков исполнения (соразмерно сроку приостановления) зависит от существа обязательства.

Обоснование позиции:
Согласно пп. 1 и 2 ст. 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств. В случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. Если предусмотренное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.
В договоре оказания платных образовательных услуг обязательство исполнителя оказать услуги и обязательство заказчика их оплатить являются встречными. Поэтому в случае неисполнения своего основного обязательства одной из сторон другая может приостановить исполнение своего основного обязательства. В том числе это может сделать и исполнитель.
Отметим, что при этом надо обратить внимание на формулировки договора. Если срок исполнения обязательства по оказанию услуг согласно условиям договора начинается с момента исполнения обязанностей другой стороной (п. 1 ст. 314 ГК РФ), то до исполнения заказчиком обязательства по оплате услуг обязательство исполнителя является "несозревшим", т.е. исполнитель и не обязан приступать к исполнению. В такой ситуации механизм приостановления исполнения по ст. 328 неприменим. Он будет применимым только тогда, когда обязательство исполнителя уже возникло и подлежит исполнению.
Последствия приостановления исполнения обязательства законодательно не определены. В частности, закон не предусматривает продление срока действия договора на срок приостановления. Но в литературе отмечается, что приостановление исполнения, по сути, означает одностороннее изменение срока исполнения обязательства (Договорное и обязательственное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 307-453 Гражданского кодекса Российской Федерации. Отв. ред. А.Г. Карапетов. М-ЛОГОС. Электронное издание. 2017 / Комментарий к статье 328 п. 2.3 подп. "б").
К сожалению, судебной практики по договорам об оказании платных образовательных услуг применительно к данному вопросу обнаружить не удалось. Однако имеется судебная практика по схожей со ст. 328 ГК РФ норме п. 1 ст. 719 ГК РФ, которая также упоминает приостановление исполнения обязательства и в силу ст. 783 ГК РФ применяется к договору возмездного оказания услуг. Суды аналогичным образом толкуют данную норму как позволяющую исчислять сроки выполнения работ, установленные договором, заново (в случае, когда подрядчик не приступил к работе) либо продолжать исчислять (в случае приостановления работ) с даты выполнения заказчиком своих обязательств. Т.е. фактически ведут речь о переносе сроков выполнения работ на срок приостановления. В этой связи смотрите постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2014 г. N Ф08-2069/14 по делу N А32-39327/2012, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2017 г. N 19АП-2673/17.
Мы солидарны с этой позицией. Ведь статья 309 ГК РФ требует от сторон надлежащего исполнения обязательств, а статья 328 ГК РФ не дает стороне право в одностороннем порядке менять объем своего обязательства. Т.е. независимо от того, воспользовался исполнитель правом на приостановление или нет, он в итоге должен будет оказать заказчику услугу в полном объеме согласно условиям договора. Соответственно, приостановление исполнения обязательства означает не что иное как законную отсрочку исполнения (невозможность понуждения стороны к исполнению в период объявленного ею приостановления).
Иное толкование этой нормы (в пользу сокращения объема услуги соразмерно периоду приостановления) означало бы неосновательное обогащение исполнителя, получившего плату за весь объем услуг, но оказавшего лишь часть их. Это противоречит Правилам оказания платных образовательных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441. Пункт 18 Правил рассматривает оказание платных образовательных услуг не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), как их недостаток, при котором заказчик вправе по своему выбору потребовать безвозмездного оказания образовательных услуг, соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг, возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.
Неустойкой за просрочку оплаты эта сумма (разница между оплаченной суммой и стоимостью фактически оказанных услуг) тоже быть не может, поскольку условие об ответственности должно быть сформулировано в договоре недвусмысленно.
Обязателен ли перенос срока исполнения обязательства на срок приостановления, на наш взгляд, зависит от характера обязательства. К примеру, обязательства исполнителя по договору оказания образовательных услуг по большому счету мыслимы в двух основных формах:
1) обязательство по непосредственной реализации в отношении обучающегося образовательной программы: в такой конструкции, приостановив исполнение этого обязательства, образовательная организация после окончания приостановления обязана будет провести в отношении обучающегося все мероприятия, входящие в программу, к которым он не был допущен в период приостановления (лекции, зачеты, т.п.). Теоретически исполнитель может это сделать и до истечения срока действия договора (провести пропущенные обучающимся мероприятия в этом же или следующем учебном году параллельно текущему ходу реализации образовательной программы, переведя обучающегося на индивидуальный учебный план). Также порядок прохождения обучающимся пропущенной части программы может быть урегулирован соглашением сторон. Но обязывать исполнителя продлить срок обучения на срок приостановления, на наш взгляд, заказчик не вправе, поскольку никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ). В данной ситуации именно исполнитель должен определять, в каком порядке провести пропущенные обучающимся мероприятия (требуется ли для этого продление исполнения за пределы изначально согласованного срока договора). Мы не исключаем, что во многом решение зависит от особенностей конкретной образовательной программы.
Отметим здесь, что если образовательная организация не готова обеспечить индивидуальное проведение в отношении данного обучающегося пропущенных им образовательных мероприятий (оплачивать лекторам и экзаменаторам дополнительную работу), то пользоваться механизмом приостановления исполнения обязательства нецелесообразно - лучше продолжить оказание образовательных услуг, а затем взыскать с заказчика недополученные по договору денежные суммы с неустойкой за просрочку их внесения;
2) обязательство лицензионной модели - по предоставлению доступа к образовательным материалам (лекциям и т.п.) - в такой конструкции, если договором предполагается предоставление доступа на определенный период, условие о продолжительности этого периода должно быть соблюдено. Иными словами, после окончания приостановления исполнитель должен предоставить обучающемуся доступ на весь недополученный период, даже если в итоге это исполнение выйдет за пределы изначально согласованного срока договора.
В предложенном варианте вопроса (при невнесении рассроченного платежа по 1/3 общей стоимости услуг в месяц) подлежит применению пункт 2 ст. 328 ГК РФ, согласно которому если предусмотренное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению. Мы полагаем, что в такой ситуации исполнитель будет вправе приостановить исполнение только по истечении периода оказания услуг, соответствующего внесенной заказчиком части оплаты. Иными словами, если оплата 9-месячного учебного года (с сентября по май) предполагается тремя равными платежами и первая треть оплаты внесена в сентябре, а внесение второй трети просрочено, приостановить исполнение образовательная организация будет вправе только в декабре, даже если договор предусматривает внесение второй трети оплаты в октябре.
К сожалению, судебной практики в подтверждение или опровержение нашей позиции по всем вышеназванным вопросам в доступных нам источниках обнаружить не удалось. За официальными разъяснениями мы рекомендуем обратиться в Минпросвещения России, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дополнительного образования детей и взрослых и уполномочено давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Министерства (пп. 1, 5.6 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 июля 2018 г. N 884). Обращение можно направить через сайт ведомства по адресу: https://open.edu.gov.ru/appeals/e-send/.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

Ответ прошел контроль качества

15 июня 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.