Между сторонами заключен договор о выполнении проектных работ, в котором указано, что подрядчик обязуется разработать проектную и рабочую документацию и организовать прохождение государственной экспертизы проектной документации. Результатом работ по договору является проектная документация с положительным заключением государственной экспертизы.
Подрядчик значительно (более чем на год) нарушил сроки выполнения работ по договору. Получено три отрицательных заключения государственной экспертизы.
В связи с длительностью выполнения работ подрядчиком заказчик утратил интерес к выполняемым работам. За прохождение государственной экспертизы расходы несет заказчик, однако договор с экспертной организацией заключен подрядчиком, возмещение затрат на экспертизу производится заказчиком по отдельному выставленному подрядчиком счету. Заказчик оплатил государтвенную экспертизу на основании выставленного подрядчиком счета.
Будет ли правомерным требование заказчика о взыскании с подрядчика убытков в виде денежных средств за прохождение государственной экспертизы, а также односторонний отказ от договора о выполнении проектных работ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик, утративший интерес к принятию результата работ, вправе отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Требования заказчика о взыскании с подрядчика убытков, возникших в результате прохождения экспертизы проектной документации, получившей отрицательное заключение, правомерно.
Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ в случае, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Пунктом 3 ст. 708 ГК РФ предусмотрено, что указанные в п. 2 ст. 405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков. В свою очередь, п. 2 ст. 405 ГК РФ указывает, что в случае, если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков. Также п. 2 ст. 715 ГК РФ определено, что в случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В рассматриваемом случае, как следует из вопроса, срок сдачи результата работ по договору подрядчиком пропущен, причем из действий подрядчика заказчику очевидно, что выполнение работ затягивается на неопределенный срок. При этом право заказчика на односторонний отказ от исполнения договора предусмотрено. При таких обстоятельствах, по нашему мнению, заказчик, утративший интерес в принятии результата работ, вправе отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке (смотрите, например, постановления арбитражного суда Московского округа от 20.12.2019 N Ф05-22460/19, арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.04.2018 N Ф04-968/18, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2020 N 17АП-3792/19, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 N 20АП-2725/19, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 N 08АП-15112/17).
Что касается возможности взыскания убытков (ст. 15 ГК РФ), поясним следующее.
В силу п. 1 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно названной правовой норме и ст. 393 ГК РФ в качестве условий привлечения к ответственности в форме возмещения убытков, причиненных нарушением договорных обязательств, необходимы: факт нарушения ответчиком, возникшего из договора обязательства, причинная связь между возникновением убытков и нарушением ответчиком договорного обязательства, размер убытков, возникших у истца в связи с нарушением ответчиком обязательства.
Отсутствие одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении иска о возмещении убытков.
Согласно ст. 760 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:
- выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;
- согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;
- передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 49 ГрК РФ, проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки, подлежат экспертизе.
Порядок проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, регламентируется Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 (далее - Положение).
Согласно п. 38 Положения проектная документация не может быть утверждена застройщиком или заказчиком при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Иными словами, в результате получения отрицательного заключения экспертизы проектная документация не может быть использована заказчиком и не имеет потребительской ценности.
Таким образом, заказчик ввиду ненадлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по договору фактически не получил установленный договором результат работ, следовательно, понесенные им расходы на проведение государственной экспертизы проектной документации, по нашему мнению, следует квалифицировать как убытки. Данный вывод подтверждается также и материалами судебной практики, смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2019 N 09АП-15439/19, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016 N 13АП-21968/16, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2021 N 06АП-5990/20 по делу N А73-12167/2020.
В заключении отметим, что наш вывод является экспертным мнением, основанным на информации, изложенной в вопросе. Нельзя исключить, что с учетом конкретных обстоятельств дела и представленных доказательств суд придет к иному выводу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Артемьева Елена
Ответ прошел контроль качества
15 июня 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.