Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Могут ли пройти вакцинацию от COVID-19 граждане иностранных государств, не имеющие разрешение на временное проживание (или вид на жительство в России) и полис обязательного медицинского страхования и прибывшие в Россию в качестве туристов?

Могут ли пройти вакцинацию от COVID-19 граждане иностранных государств, не имеющие разрешение на временное проживание (или вид на жительство в России) и полис обязательного медицинского страхования и прибывшие в Россию в качестве туристов?

1. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ) иммунопрофилактика инфекционных болезней - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок. В свою очередь, профилактические прививки - это введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.
Осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения (п. 1 ст. 8 Закона N 157-ФЗ).
В соответствии со ст. 9 Закона N 157-ФЗ национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа. Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н).
На основании ст. 10 Закона N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н).
Как следует из ст. 11 Закона N 157-ФЗ, профилактические прививки проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензий на медицинскую деятельность.
Профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законного представителя лица, признанного недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний. Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (Методические указания МУ 3.3.1.1095-02 3.3.1. Вакцинопрофилактика "Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок" (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ от 9 января 2002 г.).
2. Отметим, что иностранные граждане пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ; исключения из этого правила должны быть прямо предусмотрены федеральным законом (ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Согласно чч. 2 и 3 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории РФ, устанавливается законодательством РФ и соответствующими международными договорами РФ. Лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Часть 1 ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) определяет, что застрахованными в системе ОМС лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие в России иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах", отвечающие определенным требованиям (ст. 10 Закона N 326-ФЗ).
Таким образом, вышеназванные лица, в том числе постоянно или временно проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства, вправе получать медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Аналогичные положения содержатся и в Правилах оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186 (далее - Правила N 186). Иностранные граждане, являющиеся застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", имеют право на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.
Застрахованные лица обязаны предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи (п. 1 ч. 2 ст. 16 Закона N 326-ФЗ). Экстренная медицинская помощь, т.е. медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, представляет собой форму медицинской помощи (чч. 2 и 4 ст. 32 Закона N 323-ФЗ). На наш взгляд, в рамках экстренной медицинской помощи должны оказываться все медицинские услуги, входящие в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, необходимые для устранения угрозы жизни пациента.
Как следует из приведенных выше правовых норм, профилактические прививки не относятся к экстренной медицинской помощи. Соответственно, иностранные туристы, как лица, у которых отсутствует разрешение на временное проживание и вид на жительство в России, а также полис ОМС, не имеют правовых оснований для прохождения вакцинации.
3. В соответствии с п. 2.1 Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения" (письмо Министерства здравоохранения РФ от 21 января 2021 г. N 1/И/1-333) вакцинация против COVID-19 взрослого населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям проводится гражданам в медицинских организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у таких организаций лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по "вакцинации (проведению профилактических прививок)". Работа по проведению вакцинации против COVID-19 взрослого населения финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования и других источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 6.1 Стандартной операционной процедуры "Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению" (письмо Министерства здравоохранения РФ от 21 января 2021 г. N 1/И/1-332) вакцинацию против COVID-1 9 проводят вакциной "ЭпиВакКорона" гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний, с добровольного согласия граждан в медицинских организациях согласно Алгоритму действий медицинских работников, осуществляющих проведение вакцинации против COVID-19 у взрослых (Приложение N 1). Вакцинация проводится в медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "вакцинация".
Отметим, что в указанных выше документах какие-либо перечни лиц, подлежащих вакцинации, среди которых упоминались бы и иностранные граждане, как имеющие полис ОМС, так и не имеющие его, отсутствуют. Говоря о вакцинации, данные Порядки оперируют понятиями "граждане" и "взрослое население", что не дает возможность говорить о том, какие конкретно лица имеют право вакцинацию от COVID-19.
Какие-либо нормативно-правовые акты, устанавливающие возможность вакцинации иностранных граждан, не имеющих разрешение на временное проживание и вид на жительство в России и полис ОМС, обнаружить не удалось. Официальные разъяснения Минздрава РФ и Роспотребнадзора, а также судебная практика по данному вопросу отсутствуют.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

К сведению:
Относительно оказания медицинской помощи по добровольному медицинскому страхованию (далее - ДМС) отметим следующее. Как уже было указано, в соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона N 323-ФЗ каждый имеет право на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Конкретные условия ДМС, в т.ч. виды медицинских и иных услуг, предоставляемых в рамках ДМС, в том числе и иностранным гражданам, формы и условия их предоставления определяются страховым полисом в соответствии с применяемыми страховщиком страховыми программами, выбранными страхователем при заключении договора страхования. Соответственно, обязанности медицинской организации по вакцинации в рамках ДМС определяются ее договором со страховой компанией.
При оказании медицинской помощи по ДМС необходимо руководствоваться Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

12 мая 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.