Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Возможно ли строительство храмов вблизи многоквартирных домов и парков (г. Москва)?

Возможно ли строительство храмов вблизи многоквартирных домов и парков (г. Москва)?

В ходе подготовки ответа нами не найдены нормы действующего законодательства, напрямую запрещающие размещение объектов религиозного назначения в непосредственной близости с многоквартирными жилыми домами (парками).
Вместе с тем сообщаем следующее.
В соответствии с содержанием норм ЗК РФ, ст. 51, 55 ГрК РФ и положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" строительство нежилых зданий, в том числе, являющихся объектами религиозного назначения, осуществляется на сформированных (поставленных на государственный кадастровый учет) земельных участках.
В соответствии с п. 3 ст. 6, п. 1 ст. 40, ст. 42 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" размещение объектов религиозного значения возможно на земельных участках с видами разрешенного использования:
- религиозное использование (код 3.7) - размещение зданий и сооружений религиозного использования; содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.7.1-3.7.2;
- осуществление религиозных обрядов (код 3.7.1) - размещение зданий и сооружений, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний (в том числе церкви, соборы, храмы, часовни, мечети, молельные дома, синагоги);
- религиозное управление и образование (код 3.7.2) - размещение зданий, предназначенных для постоянного местонахождения духовных лиц, паломников и послушников в связи с осуществлением ими религиозной службы, а также для осуществления благотворительной и религиозной образовательной деятельности (монастыри, скиты, дома священнослужителей, воскресные и религиозные школы, семинарии, духовные училища).
В соответствии с положениями пп. 6-9 ст. 1, ст. 36 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами, являющимися составной частью Правил землепользования и застройки соответствующего муниципального образования.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В связи с изложенным строительство объектов религиозного значения возможно только на земельных участках с видом разрешенного использования: религиозное использование, осуществление религиозных обрядов, религиозное управление и образование, если данные объекты предусмотрены в градостроительных регламентах Правил землепользовании и застройки муниципального образования.
Как правило, строительству нежилых зданий предшествует изменение вида разрешенного использования земельного участка или формирование земельного участка с видом, предусматривающим размещение таких зданий (т.е. вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать планируемому для строительства объекту).
В случае, если в границах соответствующей территориальной зоны такие виды разрешенного использования не предусмотрены и для их применения необходимо внесение изменений в градостроительные регламенты (являющиеся составной частью правил землепользования и застройки) или данные виды разрешенного использования отнесены к числу условно разрешенных (встречается довольно часто), уполномоченными органами местного самоуправления проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.
Так, в соответствии с пп. 1-5 ст. 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 настоящего Кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.
Процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале общественных обсуждений;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть Интернет), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;
4) подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале публичных слушаний;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;
4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;
5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;
6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Согласно п. 2.4.1. постановления Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" порядок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом города Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Более подробно с порядком проведения общественных обсуждений и публичных слушаний можно ознакомиться в разделе 2.4. постановления Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы", ст. 5.1, 33 ГрК РФ, Законе г. Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", постановлении Правительства Москвы от 30 апреля 2019 г. N 448-ПП "Об утверждении Порядка организации и проведения общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве и внесении изменений в правовые акты города Москвы".
В связи с изложенным на стадии внесения изменений в Правила землепользования и застройки и (или) изменения вида разрешенного использования земельного участка на условно разрешенный вид (предусматривающий религиозное использование) граждане могут выразить свою позицию относительно размещения на прилегающей территории данных зданий и сооружений.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- приказ МЧС России от 23 ноября 2016 г. N 615 "Об утверждении свода правил "Объекты религиозного назначения. Требования пожарной безопасности";
- Свод правил СП 391.1325800.2017 "Храмы православные. Правила проектирования", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 22 декабря 2017 г. N 1703/пр.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

Ответ прошел контроль качества

21 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.