Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Неразграниченный земельный участок был предоставлен поселением. Имеет ли муниципальный район право взыскать задолженность по аренде после введения Федерального закона от 03.06.2016 N 334-ФЗ?

Неразграниченный земельный участок был предоставлен поселением.
Имеет ли муниципальный район право взыскать задолженность по аренде после введения Федерального закона от 03.06.2016 N 334-ФЗ?

Прежде всего отметим, что п. 7 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Статьей 22 ЗК РФ предусмотрено право аренды земельных участков.
Согласно п. 1 ст. 606, 614 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом. Согласно абзацу 1 п. 1 ст. 614 ГК РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 03.07.2016) (далее - Закон N 1370-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялось органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ.
Федеральным законом от 3 июля 2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в абзац 4 п. 2 ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ были внесены изменения, согласно которым предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Таким образом, полномочия от сельского поселения по распоряжению неразграниченными землями перешли к муниципальному району в силу закона (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2019 г. N 08АП-11030/19, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 января 2020 г. N Ф04-6808/19 по делу N А75-9665/2019).
В этой связи полагаем, что администрация муниципального района вправе обратиться в органы судебной защиты с целью взыскания задолженности по арендной плате, т.к. в данном случае администрация района будет являться правопреемником администрации сельского поселения по договору аренды земельного участка (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2020 г. N 08АП-17576/19).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

30 ноября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.