Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Собственники многоквартирного жилого дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, снесли его по требованию администрации поселения за свой счет в установленный в требовании срок. Земельный участок под снесенным домом находится в общей долевой собственности. Факт прекращения существования дома зафиксирован кадастровым инженером в Акте обследования. С кадастрового учета дом пока не снят. Сохранится ли у бывших собственников жилых помещений снесенного дома право на земельный участок в порядке части 6 статьи 36 ЖК РФ, когда дом будет снят с кадастрового учета, или добровольное исполнение требования о сносе равносильно отказу от объекта недвижимости? Вправе ли администрация поселения, являющаяся собственником нескольких квартир в снесенном доме, изъять для муниципальных нужд расчищенный земельный участок, на котором в будущем предполагается строительство муниципального образовательного учреждения? Как выкупить у прочих собственников их доли в земельном участке, если доли не выделены?

Собственники многоквартирного жилого дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, снесли его по требованию администрации поселения за свой счет в установленный в требовании срок. Земельный участок под снесенным домом находится в общей долевой собственности. Факт прекращения существования дома зафиксирован кадастровым инженером в Акте обследования. С кадастрового учета дом пока не снят.
Сохранится ли у бывших собственников жилых помещений снесенного дома право на земельный участок в порядке части 6 статьи 36 ЖК РФ, когда дом будет снят с кадастрового учета, или добровольное исполнение требования о сносе равносильно отказу от объекта недвижимости? Вправе ли администрация поселения, являющаяся собственником нескольких квартир в снесенном доме, изъять для муниципальных нужд расчищенный земельный участок, на котором в будущем предполагается строительство муниципального образовательного учреждения? Как выкупить у прочих собственников их доли в земельном участке, если доли не выделены?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Изъятие земельного участка, указанного в вопросе, предположительно будет осуществлено в соответствии с п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ, с целью строительства объекта местного значения, но не в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
2. В случае сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок (ч. 6 ст. 36 ЖК РФ). Право собственности на земельный участок прекратится после изъятия самого земельного участка (п. 1 ст. 279 ГК РФ);
3. Полномочия на изъятие органами местного самоуправления земельных участков определяется положениями закона (п. 3 ст. 56.2 ЗК РФ).

Обоснование вывода:
В соответствии с положениями ст. 32 ЖК РФ и п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" необходимо учитывать, что признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае применяются нормы ч. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Как усматривается из вопроса, собственники помещений многоквартирного дома снесли МКД в добровольном порядке. Полагаем, что вышеизложенный порядок одновременного изъятия (путем выкупа) как аварийных помещений в МКД, так и самого земельного участка под ним, в данной ситуации применен быть не может (ввиду фактического прекращения существования вещи, т.е. самого МКД ).
Вместе с тем акт обследования (документ, подтверждающий прекращение существования здания) в органы регистрации до сих пор не представлен. Иными словами, до настоящего момента в ЕГРН формально сохраняются сведения об МКД как об объекте недвижимости, вместе с входящими в его состав помещениями, т.е. юридически объект недвижимости существует.
На основании ч. 6 ст. 36 ЖК РФ в случае разрушения, в том числе случайной гибели, сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором располагался данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и на иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме на момент разрушения, в том числе случайной гибели, сноса такого дома. Указанные собственники владеют, пользуются и распоряжаются таким имуществом в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
В силу ст. 279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии с п. 1-2 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);
2) утвержденными проектами планировки территории.
Обоснования для принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в иных целях, приведены в п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, полагаем, что изъятие земельного участка, указанного в вопросе, предположительно будет осуществлено в соответствии с п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ, с целью строительства объекта местного значения, а не в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку МКД в настоящее время снесен самими собственниками. После сноса многоквартирного дома собственники помещений в нем сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок (ч. 6 ст. 36 ЖК РФ). Право собственности на земельный участок прекратится после изъятия самого земельного участка (п. 1 ст. 279 ГК РФ). Органы местного самоуправления вправе принимать решения об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения (п. 3 ст. 56.2 ЗК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

27 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.