Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Каковы сроки представления в Росприроднадзор расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду, сроки уплаты данных платежей в бюджет, а также сроки представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для малого предприятия?

Каковы сроки представления в Росприроднадзор расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду, сроки уплаты данных платежей в бюджет, а также сроки представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для малого предприятия?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В настоящее время внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В этот же срок представляется расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. С 1 января 2016 года перечислять в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду нужно будет не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом. До этой же даты в Росприроднадзор нужно будет представить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов представляются до 15 января года, следующего за истекшим календарным годом.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия относятся, в частности:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- размещение отходов производства и потребления.
Обращаем Ваше внимание, что с 01.01.2015 плата за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не взимается (ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.03.2015 N 12-47/5413).
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Законом N 7-ФЗ, иными федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок N 632).

Исполнение обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду

Плательщики за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в соответствии с приказом Ростехнадзора от 24.11.2005 N 867 "О введении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" (далее - приказ Ростехнадзора N 867).
Постановка на учет в территориальных органах Ростехнадзора производится (п. 5 Порядка ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Ростехнадзора N 867):
- по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия;
- по месту государственной регистрации каждого передвижного объекта негативного воздействия.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду" установлены единые для всех природопользователей сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения (далее - Порядок) и представления утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204.
Пунктом 2 Порядка установлено, что расчет представляется в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.
Расчет представляется плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (п. 3 Порядка).
Как сказано в письме Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 N 04-09/1242 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", плательщик заполняет расчет самостоятельно либо вправе для заполнения формы расчета платы по своему усмотрению воспользоваться услугами любой специализированной организации.
Специалисты Ростехнадзора в письме от 22.06.2010 N 00-07-12/3116 разъяснили ряд вопросов, возникающих в связи с представлением указанной отчетности. Так, в частности, указано, что территориальный орган Ростехнадзора ни при каких обстоятельствах не вправе отказать в приеме и регистрации любой документации, поступающей от заявителей. Вместе с тем поступающие документы, не соответствующие по своей комплектности и содержанию пункту 8 Порядка, не могут считаться отчетностью и учитываться в качестве таковой. В указанном случае территориальный орган Ростехнадзора, руководствуясь регламентом территориального органа Ростехнадзора, обязан предоставить заявителю сведения о результатах рассмотрения поступившего обращения в общем порядке (в срок не более 30 дней с правом мотивированного продления на срок не более 30 дней по решению руководителя или заместителя руководителя территориального органа Ростехнадзора).

К сведению:
Обращаем Ваше внимание, что Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ (далее - Закон N 219-ФЗ) были внесены значительные изменения в природоохранное и смежное с ним законодательство. При этом поправки вступают в действие поэтапно - с 2015 по 2020 год.
С 1 января 2016 года вступят в силу ст.ст. 16.1-16.5 Закона N 7-ФЗ, устанавливающие новый порядок платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В частности, с 2016 года отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Перечислять в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду нужно будет не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (п. 2, 3 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ). До этой же даты в Росприроднадзор нужно будет представить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок представления такой декларации и ее форма будут установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 5, 6 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ).
С 1 января 2016 года будет применяться также новый п. 5 ст. 16 Закона N 7-ФЗ, в силу которого в случае накопления отходов, подлежащих утилизации или обезвреживанию в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов, плата за их размещение не взимается.

Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов

Пунктом 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Порядок), устанавливающий требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (далее - Отчетность), утвержден приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30 (далее - Порядок N 30 и Отчетность).
Согласно п. 4 Порядка N 30 отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (п. 5 Порядка N 30).
При этом в силу п. 14 Порядка N 30 Отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Датой представления Отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.
Верховный суд РФ в постановлении от 08.06.2015 N 34-АД15-1 обратил внимание, что по смыслу положений п. 10 Порядка N 30 Отчетность составляет баланс масс соответствующих отходов за отчетный период, включающий данные о массах накопленных (на последний день отчетного периода) отходов (образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных на собственных объектах хранения/захоронения). При этом судьи указали, что исходя из положений Закона N 89-ФЗ обязанность по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения и представлению необходимой информации в области обращения с отходами возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами; обязанность по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов - на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов).
Таким образом, по мнению Верховного суда, вести учет отходов и представлять Отчетность обязаны только предприятия, осуществляющие подобную деятельность в отношении отходов, в том числе накопления отходов. То есть обязанность по представлению Отчетности несут далеко не все организации, у которых в процессе их деятельности образуются твердые бытовые отходы.
Отметим также, что Росприроднадзор имеет право отказать организации в приеме Отчетности, если представленная в виде Отчетности документация не соответствует по своей комплектности и содержанию п. 8 Порядка N 30. Смотрите в этой связи определение Верховного Суда РФ от 28.01.2015 N 307-КГ14-7433.

К сведению:
Согласно п. 4 Порядка N 632 плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
При этом п. 6 Порядка N 632 определено в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. В общем случае плата за загрязнение окружающей природной среды в таких ситуациях определяется в соответствии с п. 5 Порядка N 632 - с применением пятикратного повышающего коэффициента.
Однако на субъектов малого и среднего предпринимательства указанные положения не распространяются. Дело в том, что такие субъекты освобождены от разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ). Таким образом, применение пятикратного коэффициента к платежам в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в принципе не представляется в силу отсутствия у названных субъектов законодательно закрепленной обязанности на получение такого разрешения. Смотрите дополнительно постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2015 N 13АП-30404/14, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.01.2014 N Ф02-5766/13 по делу N А19-2719/2013, письмо Росприроднадзора от 01.07.2013 N ВК-06-01-36/9256.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

22 октября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.