Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ИП, применяющий УСН (6%), имеет производство (пошив сумок) и две арендуемые точки в торговом центре (розничная продажа). Арендуемые точки расположены в г. Москве, в основном реализуется продукция собственного производства, но иногда продаются и изделия, приобретенные на стороне. Является ли ИП плательщиком торгового сбора?

ИП, применяющий УСН (6%), имеет производство (пошив сумок) и две арендуемые точки в торговом центре (розничная продажа). Арендуемые точки расположены в г. Москве, в основном реализуется продукция собственного производства, но иногда продаются и изделия, приобретенные на стороне. Является ли ИП плательщиком торгового сбора?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
С 01.07.2015 на территории города Москвы установлен и введен в действие торговый сбор. Если торговые точки, через которые ИП реализует как продукцию собственного производства, так и товары, приобретенные у третьих лиц, оснащены оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов, то в рассматриваемой ситуации ИП осуществляет торговую деятельность на территории города Москвы через объекты, являющиеся объектами торговой сети. Соответственно, такой ИП является плательщиком торгового сбора.

Обоснование позиции:
Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ (далее - Закон N 382-ФЗ) раздел X "Местные налоги и сборы" НК РФ дополнен главой 33 "Торговый сбор", вступившей в силу с 1 января 2015 года. В соответствии с главой 33 НК РФ торговый сбор (далее - сбор) может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 1 июля 2015 года (п. 4 ст. 4 Закона N 382-ФЗ).
Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 411 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 416 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании уведомления*(1), представляемого плательщиком сбора в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 НК РФ уполномоченным органом в налоговый орган. Уведомление представляется не позднее 5 дней с даты возникновения объекта обложения сбором (п. 2 ст. 416 НК РФ).
С 01.07.2015 торговый сбор установлен и введен в действие только на территории города Москвы (Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" (далее - Закон N 62)).
С 1 июля 2015 года все плательщики торгового сбора обязаны в течение пяти рабочих дней со дня начала осуществления торговой деятельности представить в налоговую инспекцию уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора. Организации и индивидуальные предприниматели, которые начали осуществлять торговую деятельность на территории Москвы до 1 июля 2015 года и планируют вести ее и после указанной даты, обязаны представить в налоговую инспекцию такое уведомление в срок не позднее 7 июля 2015 года. Датой возникновения объекта обложения сбором в данном случае будет считаться 01.07.2015 (письмо ФНС России от 26.06.2015 N ГД-4-3/11229@, Информация ФНС России от 25.06.2015, письмо ФНС России от 16.06.2015 N ГД-4-3/10382@).
Объектом обложения торговым сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала (п. 1 ст. 412 НК РФ).
Торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли (п. 1 ст. 413 НК РФ). Обращаем внимание, что под объектом осуществления торговли понимаются не любые "здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка", а только те, "с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор" (п. 4 ст. 413 НК РФ).
Вид деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, - торговая деятельность. При этом в целях главы 33 НК РФ к торговой деятельности относятся виды торговли, перечисленные в п. 2 ст. 413 НК РФ:
1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;
3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Для целей главы 33 НК РФ под торговлей понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).
С учетом изложенного выше на территории города Москвы плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели при одновременном выполнении следующих условий:
1) они осуществляют виды торговли, отнесенные к торговой деятельности;
2) такая торговая деятельность осуществляется ими на объектах осуществления торговли, перечисленных в п. 4 ст. 413 НК РФ. Здесь обращаем Ваше внимание, что наличие или отсутствие у налогоплательщика права собственности на объект, через который осуществляется торговля, роли не играет, т.к. объектом обложения сбором признается именно "использование такого объекта для осуществления торговли", т.е. сбор должен уплачивать тот, кто непосредственно торгует, а не собственник объекта торговли. То есть плательщиками сбора могут быть в том числе и арендаторы*(2);
3) в отношении таких организаций и индивидуальных предпринимателей не применяются льготы, установленные п. 2 ст. 411 НК РФ и ст. 3 Закона N 62.
Обращаем Ваше внимание, что наличие права на применение льгот не освобождает плательщика сбора от обязанности представить в соответствующий налоговый орган уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора, т.к. обязанность представлять такое уведомление установлена для всех плательщиков сбора (ст. 416 НК РФ), в том числе и для тех, которые подпадают под действие льгот*(3).
Если под действие льгот, предусмотренных п. 2 ст. 411 НК РФ и ст. 3 Закона N 62, ИП не подпадает, то в рассматриваемом случае при решении вопроса о необходимости уплачивать сбор ему нужно определить:
- осуществляет ли он торговую деятельность
- и, при положительном ответе, осуществляется ли торговая деятельность через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети или товарные склады.
Для целей налогового законодательства (в том числе и главы 33 НК РФ) товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).
Понятие "купля-продажа" в НК РФ не раскрывается, в связи с этим в силу ст. 11 НК РФ для определения данного понятия можно обратиться к нормам гражданского законодательства. Так, в соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Отметим, что договор поставки, розничной купли-продажи являются разновидностью договора купли-продажи, поскольку объединены главой 30 ГК РФ.
Поэтому реализация любого имущества, предназначенного для перепродажи (в том числе продукции собственного производства) любым способом (в том числе дистанционно), как юридическим, так и физическим лицам, признается для целей гл. 33 НК РФ торговой деятельностью. Таким образом, к торговой деятельности, облагаемой торговым сбором, может быть отнесена торговля как продукцией собственного производства, так и товарами, приобретенными у третьих лиц.
В общем случае, как было указано, ИП (организация), осуществляющий торговую деятельность, является плательщиком сбора только в ситуации, когда такая деятельность осуществляется через:
- объекты стационарной торговой сети, имеющей или не имеющей торговые залы;
- объекты нестационарной торговой сети;
- а также путем отпуска товаров со склада.
Отметим, что на территории города Москвы последний из перечисленных видов деятельности (торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада) сбором не облагается (данный вид деятельности не упоминается в ст. 2 Закона N 62, устанавливающей ставки сбора для определенных видов деятельности). Дополнительно смотрите письмо Департамента финансов города Москвы от 20.04.2015 N 90-01-01-07-53/15.
Поэтому ИП, осуществляющий торговую деятельность в Москве, будет являться плательщиком сбора только в том случае, если данная деятельность осуществляется им через объекты стационарной или нестационарной торговой сети.
Глава 33 НК РФ не содержит норм, трактующих понятия "склад", "объект стационарной сети" и "объект нестационарной сети". Вместе с тем ст. 11 НК РФ установлено, что в случае, если иное не предусмотрено НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Правительством Москвы разработано постановление от 30.06.2015 N 401-ПП, утверждающее порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором (далее - Порядок).
Пунктом 1.6 Порядка к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов, отнесены такие объекты, как:
- расположенные в коридорах, холлах, вестибюлях отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также нежилых помещений в многоквартирных домах торговые точки, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов;
- расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов, в том числе через окно выдачи товаров, без доступа покупателей в помещение;
- расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые двумя и более организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.
Таким образом, к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов, относится, по сути, любая торговая точка, расположенная в любом строении (сооружении, здании, доме) или его (их) части, оснащенная оборудованием, предназначенным для:
- выкладки, демонстрации товаров (например прилавки, предназначенные для выкладки и демонстрации товара и т.п. оборудование);
- обслуживания покупателей (например примерочные кабины);
- проведения денежных расчетов (например ККТ).
Следовательно, если в торговых точках, через которые ИП реализует как продукцию собственного производства, так и товары, приобретенные у третьих лиц, имеется указанное оборудование, то в рассматриваемой ситуации ИП будет являться плательщиком торгового сбора.
Тем не менее, учитывая отсутствие разъяснений официальных органов по рассматриваемой ситуации, позиции, представленные в данной консультации, являются экспертным мнением.
В целях снижения налоговых рисков рекомендуем индивидуальному предпринимателю на основании п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 34.2 НК РФ, п. 1, пп. 6.34. п. 6 Положения о Департаменте финансов города Москвы (утверждено постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 N 43-ПП) воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Департамент финансов города Москвы или в налоговый орган по месту учета за получением письменных разъяснений, наличие которых, в случае возникновения спора, послужит обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика (ст. 111 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет плательщиков торгового сбора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

21 июля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Рекомендуемые формы, форматы и порядок заполнения уведомления приведены в письме ФНС России от 10.06.2015 N ГД-4-3/10036@.
*(2) Смотрите письмо Департамента экономической политики и развития города Москвы от 26.06.2015 N ДПР-20-2/1-161/15 (можно ознакомиться в сети Интернет).
*(3) В силу п. 2 ст. 411 НК РФ от уплаты сбора по видам деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.
Статьей 3 Закона N 62 (в редакции Закона города Москвы от 24.06.2015 N 29) предусмотрено, что от обложения торговым сбором освобождается использование объектов движимого или недвижимого имущества для осуществления следующих видов торговой деятельности:
1) розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов;
2) торговля на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;
3) торговля через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков;
4) разносная розничная торговля, осуществляемая в зданиях, сооружениях, помещениях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений;
5) торговля, осуществляемая на территории имущественного комплекса управляющей организации агропродовольственного кластера;
6) торговля в кинотеатрах, театрах, музеях, осуществляемая организациями и индивидуальными предпринимателями, если по итогам периода обложения доля их доходов от продажи билетов на показ фильмов в кинотеатрах, на спектакли и другие представления в театрах, а также от продажи билетов в музеи в общем объеме доходов составила не менее 50%;
7) торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети со специализацией "Печать", размещенные в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Москвы.
Кроме того, освобождаются от уплаты торгового сбора:
1) организации федеральной почтовой связи;
2) автономные, бюджетные и казенные учреждения;
3) религиозные организации в отношении торговли, осуществляемой в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках.
Помимо этого, организации и ИП освобождаются от уплаты торгового сбора в отношении торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала, объекты нестационарной торговой сети или объекты стационарной торговой сети с залом (залами) площадью менее 100 кв. метров, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) основной вид деятельности, указанный при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, относится к предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, услуг стирки, химической чистки и окрашивания текстильных и меховых изделий, по ремонту одежды и текстильных изделий бытового назначения, по ремонту обуви и прочих изделий из кожи, по ремонту часов и ювелирных изделий, по изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей;
2) площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10% общей площади объекта, через который осуществляется указанная выше деятельность и используемого для осуществления данной деятельности.