Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес ИП (УСН, объект налогообложения "доходы") оказывает копировально-множительные услуги населению (ксерокс, сканер и т.д.). Возможно ли не использовать ККТ при данном виде деятельности, заменив кассовый чек бланками строгой отчетности или товарными чеками?

ИП (УСН, объект налогообложения "доходы") оказывает копировально-множительные услуги населению (ксерокс, сканер и т.д.). Возможно ли не использовать ККТ при данном виде деятельности, заменив кассовый чек бланками строгой отчетности или товарными чеками?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации ИП вправе не применять ККТ при условии выдачи самостоятельно разработанного БСО, соответствующего требованиям Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359). В этом случае БСО будет являться документом, приравненным к кассовому чеку при осуществлении расчётов с населением.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями (далее - ИП) при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Организации и ИП, применяющие ККТ, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки (п. 1 ст. 5 Закона № 54-ФЗ).

При этом в силу п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ организации и ИП в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее - БСО). Порядок утверждения формы БСО, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение). Положение устанавливает порядок осуществления организациями и ИП наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на БСО, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков (п. 1 Положения). Согласно п. 2 Положения на БСО оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам.

Принадлежность того или иного вида деятельности к услугам, которые предоставляются населению, определяется в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (смотрите, например, письмо Минфина России от 16.06.2011 № 03-01-15/4-78).

Согласно ОКУН копировально-множительные услуги относятся к оказываемым населению прочим услугам непроизводственного характера (код 019755).

Таким образом, при оказании копировально-множительных услуг населению ИП вправе осуществлять наличные денежные расчёты с использованием БСО (без применения ККТ).

Пунктом 5 Положения установлено, что, если в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, такие федеральные органы исполнительной власти утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.

В настоящее время форма бланка об оказании копировально-множительных услуг не утверждена, поэтому ИП может использовать самостоятельно разработанную форму бланка строгой отчетности, в которой в обязательном порядке должны содержаться реквизиты, установленные в п. 3 Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется (например письмо Минфина России от 04.07.2011 № 03-01-15/5-94).

Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации ИП вправе самостоятельно разработать БСО, который будет являться документом, приравненным к кассовому чеку при осуществлении расчётов с населением за оказанные услуги.

Пунктом 3 Положения определены реквизиты, которые должен содержать документ, являющийся БСО (за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5 и 6 Положения). В случае применения БСО ИП этот документ должен содержать следующие реквизиты:

  • наименование документа, шестизначный номер и серия;
  • фамилия, имя, отчество ИП;
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный ИП, выдавшему документ;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
  • дата осуществления расчета и составления документа;
  • должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать ИП;
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ ИП.

Согласно п. 4 Положения бланк БСО может быть изготовлен либо типографским способом, либо сформирован с использованием автоматизированных систем. При этом изготовленный типографским способом бланк документа наряду с реквизитами, установленными п. 3 Положения, должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

При этом обращаем внимание, что в случае создания БСО с использованием автоматизированных систем для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:

  • автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
  • при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка (п. 11 Положения).

Согласно разъяснениям Минфина России, изложенным в письмах от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303, по своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к ККТ. Иными словами, простой компьютер для формирования БСО использован быть не может. Смотрите также письма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43. Если таким требованиям разработанный БСО не отвечает, клиенту необходимо выдавать чек ККТ.

В заключение отметим, что ИП по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных БСО (п. 12 Положения). Порядок осуществления налоговыми органами контроля за применением БСО освещен, в частности, в письме Минфина России от 18.11.2014 № 03-01-15/58314.

 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Ответ прошел контроль качества

 

8 июня 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг