Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Субъектом малого предпринимательства не представлен Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальный орган Росприроднадзора за 2013 год (срок сдачи - до 15 января 2014 года). Каков для субъектов малого предпринимательства срок давности привлечения к административной ответственности за непредставление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого предпринимательства?

Субъектом малого предпринимательства не представлен Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальный орган Росприроднадзора за 2013 год (срок сдачи - до 15 января 2014 года). Каков для субъектов малого предпринимательства срок давности привлечения к административной ответственности за непредставление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого предпринимательства?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Срок давности привлечения к административной ответственности за непредставление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого предпринимательства составляет один год со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Обоснование вывода:
Субъекты малого и среднего предпринимательства по платежам за негативное воздействие на окружающую среду отчитываются в соответствии с Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденным приказом Минприроды России от 16.02.10 N 30 (далее - Порядок и Отчетность).
Согласно п. 4 Порядка отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (п. 5 Порядка представления и контроля отчетности). Обращаем внимание, что крайний срок, когда субъекты малого и среднего предпринимательства должны подать отчетность в территориальные органы Росприроднадзора, - 14 января.
При этом в силу п. 14 Порядка Отчетность представляется отчитывающимся субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Датой представления Отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления.
Отметим, что в самом Порядке не установлены штрафные санкции за непредставление (несвоевременное представление) Отчетности. При этом в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.12.2011 N ОД-06-01-32/15903 указано, что в случае, если субъектами малого и среднего предпринимательства в срок не предоставлена Отчетность, к плательщику может применяться административная ответственность, предусмотренная ст. 8.2 КоАП РФ (смотрите также разъяснения Прокуратуры Калужской области от 27.07.2012 "О порядке предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов").
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде наложения административного штрафа:
- на граждан - в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
- на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примерами судебных решений, где непредставление отчета квалифицировано как влекущее ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ, служат постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2014 N 04АП-4523/14, Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2013 N 09АП-7471/13, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2013 N 14АП-8794/13 (определением ВАС РФ от 30.01.2014 N ВАС-668/14 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра отказано).
При этом отдельные судебные инстанции квалифицируют непредставление Отчетности по ст. 8.5 КоАП РФ - как "сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию"*(1).
Так, например, в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 N 15АП-19265/13 (определением ФАС Северо-Кавказского округа от 14.03.2014 N Ф08-577/14 по делу N А32-20521/2013 оставлено без изменений) указывается, что объектом вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением обязанности по представлению экологической информации и обеспечивающие реализацию прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды (смотрите также постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 N 07АП-54/14 по делу N А27-14744/2013).
В постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2014 N 15АП-10882/14 (со ссылкой на правовую позицию, представленную в определении ВАС РФ от 09.06.2014 N ВАС-7518/14 по делу N А32-9898/2013) также выражена позиция, что непредставление отчета образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из принципов охраны окружающей среды является соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Под экологической информацией по смыслу ст. 8.5 КоАП РФ законодатель подразумевал информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.
Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, а также расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду содержат экологическую информацию, а именно сведения о: наименовании видов отходов, сгруппированных по классам опасности для окружающей природной среды; кодах отходов по федеральному классификационному каталогу отходов; принадлежности к группе опасных свойств отходов; наличии отходов на начало отчетного года; образовании отходов за отчетный год; использовании и обезвреживании отходов; установлении нормативов на отчетный год и др.
Учитывая изложенное, по мнению судей, непредставление (несвоевременное представление) отчетности связано с объектом посягательства, указанным в ст. 8.5 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа*(1):
- на граждан - в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
- на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей;
- на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Что касается срока давности привлечения к административной ответственности за непредставление Отчетности, отметим, что общие сроки давности привлечения к административной ответственности установлены ст. 4.5 КоАП РФ. При этом из ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ следует, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено "за нарушение ... законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования ... по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения" (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2009 N А44-3057/2009, Дальневосточного округа от 24.03.2010 N Ф03-1528/2010).
В постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 5163/11 арбитры, сославшись на ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, указали, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При этом судьи указали, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). При совершении административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Таким образом, срок привлечения к административной ответственности за непредставление Отчетности - один год со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, т.е. для рассматриваемой ситуации - с 16 января 2015 года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

29 декабря 2014 г.


*(1) Отметим, что в новую редакцию ст. 8.5 КоАП РФ, вступающую в силу с 01.01.2015, добавлен такой вид нарушения, как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, что влечет наложение административного штрафа:
- на граждан - в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
- на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей;
- на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.