Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес В организации (субъект малого предпринимательства) не проводилась аттестация рабочих мест. Количество работающих сотрудников - от 2 до 10 человек. Рабочим местом являются стол, стул и настольная лампа, иногда персональный компьютер. Является ли необходимым проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах в 2014 и 2015 годах? Есть ли какие-то льготы? Какие штрафы предусмотрены за непроведение специальной оценки?

В организации (субъект малого предпринимательства) не проводилась аттестация рабочих мест. Количество работающих сотрудников - от 2 до 10 человек. Рабочим местом являются стол, стул и настольная лампа, иногда персональный компьютер. Является ли необходимым проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах в 2014 и 2015 годах? Есть ли какие-то льготы? Какие штрафы предусмотрены за непроведение специальной оценки?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Каждый работодатель обязан провести специальную оценку условий труда на всех имеющихся у него рабочих местах вне зависимости от численности работников. Каких-либо исключений для субъектов малого предпринимательства законодательством не предусмотрено.

Обоснование вывода:
Проведение специальной оценки условий труда регулируется ТК РФ, а также Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ). В силу ст. 212 ТК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда работников на рабочих местах возлагается на работодателя.
Работодателем согласно части четвертой ст. 20 ТК РФ признается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Понятие рабочего места содержится в части шестой ст. 209 ТК РФ - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Законодательство не устанавливает каких-либо исключений из правила об обязательной специальной оценке условий труда для работодателей, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого предпринимательства. Единственное исключение, когда специальная оценка работодателем не проводится, касается условий труда надомников (ст. 310 ТК РФ), дистанционных работников (ст. 312.1 ТК РФ) и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).
Частью 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым в случае, если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Таким образом, специальная оценка условий труда заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда, обязанность по проведению которой также была возложена на всех работодателей ранее.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае до вступления в силу Закона N 426-ФЗ аттестация рабочих мест сотрудников по условиям труда организацией проведена не была, то в силу требований ст. 212 ТК РФ, Закона N 426-ФЗ работодатель обязан провести именно специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом N 426-ФЗ на всех имеющихся у него рабочих местах. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
Отметим, что для субъектов малого предпринимательства Законом N 426-ФЗ предусмотрены определенные особенности при проведении специальной оценки условий труда. В частности, согласно ч. 3 ст. 9 Закона N 426-ФЗ при проведении у работодателя, отнесенного в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого предпринимательства, специальной оценки условий труда в состав комиссии включаются работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются в том числе для выполнения установленной частью второй ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты и оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты, а также для информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях (ст. 7 Закона N 426-ФЗ).
Отметим, что в настоящее время за непроведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (смотрите, например, решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 15.05.2014 по делу N 12-90/14, решение Гуковского городского суда Ростовской области от 13.03.2014 по делу N 12-23/2014).
Однако с 1 января 2015 года устанавливается административная ответственность работодателя и его должностных лиц за непроведение специальной оценки условий труда уже по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ), которая предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 тысяч рублей; на юридических лиц - от 60 000 до 80 000 рублей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Счетчикова Валерия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

13 ноября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.