Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес В декабре организация поменяла место нахождения и единый налог (УСН) за 2013 год оплатила по новым реквизитам, однако из-за технической ошибки в платежном поручении получилось, что ИНН и КПП указаны "новой" налоговой инспекции, а получатель платежа - "старая" налоговая инспекция. Банк снял денежные средства со счета организации, на лицевом счете в налоговой инспекции они не отразились, прошло 10 дней - деньги не возвращены. Нужно ли платить этот налог второй раз, если до 31.03.2014 (срок его уплаты) деньги не вернутся?

В декабре организация поменяла место нахождения и единый налог (УСН) за 2013 год оплатила по новым реквизитам, однако из-за технической ошибки в платежном поручении получилось, что ИНН и КПП указаны "новой" налоговой инспекции, а получатель платежа - "старая" налоговая инспекция. Банк снял денежные средства со счета организации, на лицевом счете в налоговой инспекции они не отразились, прошло 10 дней - деньги не возвращены. Нужно ли платить этот налог второй раз, если до 31.03.2014 (срок его уплаты) деньги не вернутся?

Согласно п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком (если иное не предусмотрено п. 4 ст. 45 НК РФ), в частности:

- с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (пп. 1);

- с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации (пп. 2).

В то же время в соответствии с п. 4 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога налогоплательщиком-организацией не признается исполненной в следующих случаях:

- отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации (пп. 1);

- отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ (пп. 2);

- неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (пп. 4);

- если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований (пп. 5).

Таким образом, в силу норм НК РФ с момента предъявления в банк платежного поручения на перечисление денежных средств в бюджет РФ на соответствующий (правильный) счет Федерального казначейства считается, что организация исполнила обязанность по уплате налога, если на день платежа на счете организации было достаточно денежных средств для удовлетворения поручения. Если банк не возвратил организации неисполненное поручение, то полагаем, что денежные средства со счета организации поступили на счет Федерального казначейства и организация исполнила свои обязанности по уплате налога по УСН за 2013 год.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей не перечисления этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. Кроме того, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа. На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган уведомляет налогоплательщика в течение пяти дней после принятия данного решения.

Заметим, налоговый орган вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.

Отметим также, что на основании п. 4 ст. 84 НК РФ постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту своего нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа соответственно по прежнему месту нахождения организации.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации налогоплательщик-организация вправе подать в налоговый орган по месту своего учета (в налоговый орган по новому месту своего нахождения) заявление о допущенной ошибке в поручении на перечисление единого налога по УСН за 2013 год, приложить платежное поручение и выписку с расчетного (лицевого) счета. В тоже время может быть проведена совместная сверка уплаченных организацией налогов. Налоговый орган должен принять решение об уточнении платежа и уведомить о своем решении налогоплательщика.

При этом также отметим, что в письме ФНС от 06.09.2013 N ЗН-3-1/3228 сказано, что положениями ст. 45 НК РФ не предусмотрена возможность уточнения реквизитов счета Федерального казначейства. Поэтому перечисленный не на тот счет налог следует повторно уплатить, указав в платежном поручении правильные реквизиты получателя платежа (номер счета УФК, код ИФНС РФ, код ОКАТО). Причем денежные средства, ошибочно перечисленные на счет УФК другого субъекта, могут быть возвращены в порядке, определенном приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н (приказ Минфина от 05.09.2008 N 92н в настоящее время утратил силу: диапазон действия редакции - c 01.01.2012 по 31.12.2013, в настоящее время по данному вопросу следует руководствоваться положениями приказа Минфина России от 18.12.2013 N 125н).

 

К сведению:

Приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н утверждены Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, которые вступили в силу с 4 февраля 2014 года.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП, профессиональный бухгалтер Федорова Лилия

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

11 марта 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.